За что страдают бизнесмены от оппозиции?
На модерации
Отложенный
Оппозиционерка Ксения Собчак, лишившись 1,5 млн евро, потребовала на днях у Мосгорсуда обязать следствие вернуть ей изъятые в ходе обысков деньги. Ранее Басманный суд оппозиционерке отказал. Адвокаты телеведущей подали кассационную жалобу, дата рассмотрения которой пока не назначена.
Но что там полтора миллиона, другие оппозиционеры могут лишиться миллиардных доходов и собственного дела — вспомнить хотя бы миллиардера Александра Лебедева, который на минувшей неделе добровольно отказался от своего бизнеса из-за давления ФСБ (по его словам). Или Геннадия Гудкова, к бизнесу которого давно и пристально присматриваются силовики. Так может быть, подобное «раздербанивание» имеет под собой не столько политическую, сколько экономическую подоплеку? Корреспондент pasmi.ru задался вопросом: что все-таки первично, — политика или экономика?
Геннадий Гудков: «Не захват, а развал»
На вопрос pasmi.ru, не ведется ли под видом политической борьбы с ним банальный передел собственности, Геннадий Владимирович ответил без колебаний:
- Нет, однозначно. Давление, которое идет сейчас на меня — это прямая политическая месть. Я заранее знал, что так будет. Более того, меня неоднократно предупреждали, причем сами же представители партии власти: мол, «перестань выёживаться, это может плохо кончиться для тебя». Так что никакой экономической подоплеки в этой травле я не вижу. Вместо захвата моего бизнеса сейчас происходит полный его развал…
Для справки:
Проверки предприятий, подконтрольных Гудкову, начались после весенних митингов, в которых он принимал участие и после «итальянской забастовки» в Госдуме, устроенной справедливороссами во время рассмотрения скандального закона о повышении штрафов за нарушения на митингах. Его ЧОПы один за другим лишают лицензий, а комиссия по этике Госдумы, «в связи с выявлением незаконной предпринимательской деятельности», требует подумать о сдаче депутатского мандата. Политологи полагают, что этот вопрос будет рассмотрен на одном из первых заседаний Госдумы в сентябре и что решение будет положительным — неприкосновенности оппозиционера лишат.
Александр Лебедев: «Сладкий бизнес хочет каждый»
В отличие от Гудкова, оппозиционер-миллиардер Александр Лебедев уверен:экономический интерес к его бизнесу — одна из возможных причин давления на него. Об этом он и рассказал корреспонденту pasmi.ru:
- «Сладкий» бизнес всегда их привлекал. Говоря «их», я подразумеваю офицеров управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ, которое 3 года ведет против меня борьбу. Власть без них уже не может, им дали огромные права. При этом они боятся моих расследований. Я давно уже рассказываю, каким образом разворовываются банки в России, какие коррупционные схемы существуют. Как вы думаете, если Центробанк практически в открытую творит такие дела — неужели там нет скрытых мотивов ФСБ, их доли?
Центральный банк и контрразведчики из ФСБ — это одна связка. Вот простой пример: они «простили» 3 млрд долларов, выведенных из страны в виде частных кредитов.
Такое можно сделать только под надзором и при непосредственном участии самой ФСБ. Мотивы офицеров понятны — ими движет желание обогатиться лично. Точно такой же «шкурный» интерес они могут испытывать и к моему бизнесу. Бессмысленно вести его в таких условиях, и я решил свернуться, отказаться от всего. Трудно что-то доказать, а если и удастся… Вспомните Магнитского: человек доказал хищение 250 млн долларов, попал в тюрьму — там и умер.
Для справки:
Банкир и медиамагнат Александр Лебедев — председатель Совета директоров ЗАО «Национальная Резервная Корпорация», бывший депутат ГД. В прошлом — сотрудник КГБ. В 1992 году выходит в отставку в звании подполковника. В 2011 г. занял 45 место в списке 200 богатейших бизнесменов России (по версии журнала Forbes). Помимо доли в «Новой газете», банкиру принадлежит лондонская газета Evening Standard, общебританская газета Independent.
В начале августа 2012 года заявил о намерении выйти из своего бизнеса в России, объясняя это решение растущим давлением со стороны Кремля. Как уже сообщало pasmi.ru, на днях в интервью агентству «Блумберг» Лебедев заявил, что намерен передать властям США и Великобритании имеющиеся у него документы о коррупции в России, которые доказывают факты хищения десятков миллиардов долларов российскими государственными чиновниками.
Михаил Хазин: «Вор у вора дубинку украл!»
Своим последним поступком Лебедев проиллюстрировал первое правило бизнеса:«Поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Возможно, заложенная им информационная «бомба» и рванет когда-нибудь. Только вот что сработает раньше? Ведь, как уверен сам бизнесмен, уголовное дело против него может быть инициировано в ближайшие два месяца.
Геннадий Гудков пошел по другому пути. В конце августа или в первых числах сентября оннамерен обнародовать «открытое письмо» президенту России, в котором хочет обратить его внимание «не на ситуацию, сложившуюся вокруг меня, а на эскалацию политических конфликтов в стране, которая набирает силу».
Опальные бизнесмены-оппозиционеры ищут свои способы сопротивления властям. Однако, не все эксперты склонны считать их в первую очередь оппозиционерами, а только потом — бизнесменами. Вот как прокомментировал pasmi.ru ситуацию с возможным экономическим давлением известный российский экономист, публицист, ведущий, он же — руководитель компании экспертного консультирования Михаил Хазин:
- «Оппозиция» — это люди, недовольные существующей властью. Однако и Гудков, и Лебедев до определенного момента вполне себе мирно уживались с властями, играли по их правилами. Так что я не считаю их оппозиционерами. А что касается экономической подоплеки… Знаете, пряников сладких на всех не хватает. И вполне возможно, что интерес властей к ним — это передел собственности. Только вся эта борьба представляется мне иллюстрацией к пословице «Вор у вора дубинку украл». И мне, как гражданину, вся эта «борьба» глубоко противна…
Комментарии
------------
Знал, а выёживался. Или знал, что наворочал на нехилую статью? Не верю (Станиславский, (с)), что Куткоу был агентом КГБ. Сидел, блин, в кадрах. Козёл.
В начале 80-х вступил в КПСС, а в конце - вышел. И как точно рассчитал.