Кто реформирует МВД, тот и выиграет выборы в 2018-м

На модерации Отложенный

Лет за пять новому министру-политику во главе МВД удастся, опираясь на политические институты и при участии институтов гражданского общества, успешно провести все намеченные преобразования и создать новую российскую полицию.

Интересно, обойдется ли в нынешнем году хоть одна неделя без громкого скандала вокруг милиции? Пока возникает ощущение, что в этом вопросе 2010 год принял эстафету у своего предшественника явно с повышенными обязательствами. На первой трудовой неделе нынешнего года выяснилось, что именно милиционер по неосторожности причинил смерть водителю снегоуборочной машины в Москве. Начало недели нынешней принесло весть из Подмосковья о массовом столкновении граждан с пьяным и пристававшим к девушке гаишником, в результате чего последний получил удар ножом в шею.

Тем временем вроде должна начаться реформа МВД. Это следует из Указа президента от 24 декабря прошлого года о совершенствовании деятельности органов внутренних дел России. Но намеченные преобразования весьма скромны и частичны. Главное, что вытекает из медведевского указа, – если что-то более серьезное вокруг МВД и начнется, то только после 2012 года. То есть, что в данном случае важно, только после новых президентских выборов.

Кроме того, очевидно, что в отношении полномасштабной реформы МВД явно нет готового, согласованного и понятного плана. Какие-то новые аппаратно-политические идеи рождаются на ходу (новый принцип назначения главы СК МВД по представлению премьер-министра). По принципиальным вопросам: федерализации и регионализации МВД, выделению отдельных служб (той же ГИБДД) из состава МВД, передаче части функций МВД другим ведомствам, созданию единого следственного органа в России и так далее – вообще нет никакого согласия. Эти вопросы еще предстоит обсуждать и обсуждать.

Вот и получается, что пока есть только желание попробовать сделать хоть какие-то шаги, но сугубо мягкие и терапевтические, а там посмотреть, что из этого выйдет.

Но даже если бы «вдруг» готовый план полноценной реформы был, а в проблеме 2012 «вдруг» прямо сейчас наступила бы ясность, – это также еще не гарантировало бы потенциального успеха реформе милиции. В случае с реформой МВД главный вопрос – будет ли такая реформа корпоративно-бюрократической или же политической и опирающейся на общество. Ведь милиция – основополагающий институт и лицо «повседневного государства», с которым граждане сталкиваются не «по телевизору», а каждый день в реальности.

И от качества именно этого повседневного государства решающим образом зависят любые перспективы развития страны и часто поминаемой сегодня властью модернизации.

Пока же реформы в нынешней России если и делаются, то бюрократически, а не политически. На ручном управлении и единственно силой самих бюрократических корпораций, реформирующих самих себя, а не деятельностью политических институтов, реально ответственных перед обществом.

У нас нет политического кабинета министров и министров-политиков, хотя персонально президент и премьер-министр, несомненно, политики. Нет и политически ответственного правительства, потому что это самое понятие не сводится к тому, что кабинет министров опирается на парламентское большинство и имеет возможность проводить в Госдуме по щелчку и без дискуссий любые свои решения.

Если уж говорить о развитии нашей политической системы, то оно, в частности, и должно состоять в появлении политического правительства и в его ответственности перед парламентом и избирателями. В частности, в назначении министров-политиков, которые решают национальные проблемы политически и исходя из общественных интересов. И если их решают, то завоевывают доверие и поддержку граждан.

Можно представить себе такой сценарий развития событий после 2012 года. Дмитрий Медведев переизберется президентом на второй и теперь уже шестилетний срок. К тому времени удастся, обсудив все вопросы в рамках публичной политической и общественной дискуссии, разработать качественный проект и подготовить все необходимое для реализации полномасштабной реформы МВД. У президента хватит желания и политической воли запустить эту важнейшую реформу «повседневного государства». Правящая партия также будет готова взять на себя ответственность перед обществом за ее реализацию и сдерживать клановые и корпоративные сопротивления. В кадровом резерве главы государства найдется фигура публичного политика, который получит пост главы МВД вместе с политическим мандатом полномочий и ответственности за его реформу.

Лет за пять новому министру-политику во главе МВД удастся, опираясь на политические институты и при участии институтов гражданского общества, успешно провести все намеченные преобразования и создать новую российскую полицию. И тогда он, возможно, станет в глазах общества одним из самых реальных кандидатов в президенты России на выборах 2018 года. Впрочем, пока в этом сценарии все пункты – от первого и до последнего – совсем неочевидны.