Общая платформа для освоения шельфа
Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» и американская нефтегазовая корпорация ExxonMobil объявили о начале тендера по проектированию и изготовлению гравитационной платформы арктического класса.
Эта инициатива осуществляется в рамках подготовки к реализации стратегического сотрудничества между «Роснефтью» и ExxonMobil по освоению арктического шельфа.
Здесь требуется пояснить, что в мировой практике для бурения на шельфовых месторождениях используются различные типы конструкций стационарных платформ: гравитационные железобетонные и стальные, ферменные на свайном фундаменте, полупогружные на натяжных связях, а также комбинации этих видов. Отличительной особенностью платформ гравитационного типа является то, что их устойчивость при эксплуатации обеспечивается за счёт силы тяжести. При этом не требуется сложного и трудоёмкого закрепления свай в море. Основным преимуществом гравитационных платформ считаются минимальные сроки их доставки и установки.
По природно-климатическим, инженерно-геологическим, сейсмическим и другим условиям работа на арктическом шельфе России отличается рядом особенностей. Во-первых – тяжёлыми ледовыми условиями: большие поля дрейфующего льда, торосы, стамухи; во вторых – малыми глубинами (менее 100 м), что способствует нелинейной трансформации волн, и, в свою очередь, ведёт к существенному повышению волновых нагрузок. Вдобавок, на российском арктическом шельфе сложные инженерно-геологические условия – мёрзлые грунты часто идут своеобразной «гармошкой», что обусловлено многочисленными трансгрессиями и регрессиями (подниманием и опусканием моря).
При проектировании буровой платформы для российского арктического шельфа, как правило, требуется учитывать сочетание как минимум трёх факторов из перечисленных, что нехарактерно для мировой практики. Российская инженерная практика (в отличие от американской) пока не накопила опыта возведения подобных сооружений на шельфе, но имеет большой опыт проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений в северной строительно-климатической зоне и в условиях высокой сейсмичности.
Поэтому сочетание двух инженерных школ для арктического шельфового проекта может оказаться оптимальным – не только с точки зрения экономического эффекта, но и технической и экологической безопасности.
Что же касается буровой платформы для такого ответственного дела, то её, разумеется, необходимо сделать надёжно и индивидуально – под условия конкретных участков. «Платформа должна быть изготовлена с учётом самых последних технологий, требований экологической и промышленной безопасности, предъявляемых к платформам, осуществляющим деятельность в экологически чувствительных регионах и сложных арктических условиях», – говорится в сообщении «Роснефти».
На сайте госкомпании уточняют: «Любая практическая реализация договорённостей будет обусловлена получением необходимых согласований со стороны государственных и антимонопольных органов». Итоги тендера на проектирование и изготовление гравитационной платформы арктического класса планируется подвести в сентябре.
Напомним, что «Роснефть» и ExxonMobil объявили о намерении принять окончательное инвестиционное решение по разработке участков шельфа Карского моря на рубеже 2016–2017 годов. Компании планируют совместное освоение трёх Восточно-Приновоземельских участков на шельфе Карского моря с объёмом извлекаемых ресурсов 85 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента (н.э.). В рамках участков выявлены 23 перспективные структуры.
«Роснефть» и ExxonMobil в апреле этого года конкретизировали условия заключённого минувшим летом соглашения о сотрудничестве в рамках освоения российского континентального шельфа. Подписан ряд соглашений, в том числе о создании двух СП для проведения работ в Чёрном и Карском морях и о покупке «Роснефтью» доли в трёх проектах Exxon в США и Канаде. Предварительная оценка инвестиций по Карскому морю составляет 200–300 миллиардов долларов, по Чёрному морю – около 55 миллиардов долларов. По информации главы «Роснефти» Игоря Сечина, бурение первых разведочных скважин как на Карском, так и на Чёрном морях запланировано на 2015 год. Компании могут начать добычу на шельфе Карского и Чёрного морей в 2018–2020 годах.
Совокупный экономический эффект от стратегического сотрудничества российской и американской компаний на шельфе оценивается в 500 миллиардов долларов.
Комментарии