"Сколково". Фонд миллиардеров
Надо ли Фонду "Сколково" ориентироваться на малые научные коллективы и малые инновационные компании (для чего он и создавался)? Или ограничиться транснациональными корпорациями?
Одна из крупнейший компаний в области электротехники - Schneider Electric - стала отнюдь не первым представителем транснациональных монополий, а если быть точным, то практически замкнула второй десяток таких гигантов. Фонд «Сколково» уже подписал соглашения об открытии на своей территории исследовательских центров с такими компаниями, как Cisco, SAP, IBM, INTEL, ALSTOM, GeneralElectric, EMC2, Honeywell, NOKIA, Ericsson, EADS, а также отечественными компаниями Ренова, АФК-Система, КАМАЗ, ХК Композит, ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва».
Суммарный бюджет (видимо, сумма бюджетов, выделяемых этими компаниями для своих филиалов на территории «Сколково» и встречных средств для них со стороны Фонда) исследовательских центров по данным самого Фонда составит к 2015 году 21,3 млрд. рублей. А общая заявленная уже сегодня численность научных работников по этим компаниям в этом маленьком уголке большой Москвы составит 2119 человек.
Помимо подписавших «твердые» соглашения о вхождении на инновационную территорию Сколково у Фонда есть и другие партнеры, которые также связаны взаимным признанием. Например, Dow, Siemens, ЛукОйл, Росатом, ТНК-BP, ТАТА, Boeing и другие.
Казалось бы, такой наплыв потребителей отечественных мозгов означает только мировое признание превосходства отечественных ученых и мудрости отечественных инноваторов из числа организаторов. Но так ли все радостно в этой картине?
Задумка с Фондом «Сколково» изначально интерпретировалась как создание такого необходимого звена в цепочке институтов инновационного развития, которое позволит российским ученым и мелким инновационным компаниям преодолеть дефицит ресурсов и финансов и задаст реальное ускорение по коммерциализации научных разработок. Что понималось как доведение недоделанных технологий и устройств до стадии привлекательности для потребителей, внедрение в производство и выход на рынок с целью продаж.
Одно из требований к проектам при подаче заявок на получение статуса резидента «Сколково» – наличие у компании только одной функции – выполнение научных исследований. При этом запрещается производить и продавать разрабатываемую продукцию, а оборот инновационной компании может быть не более 1 млрд. рублей. Т.е. компания должна реально иметь статус научно-инновационной и соответствовать критериям малого или, в крайнем случае – среднего бизнеса.
Однако какое это хлопотное дело – возиться с малыми инновационными компаниями, вникать в их бесконечные технические мелочи и запросы, искать им сторонних соинвесторов (сами ведь не могут, а часто и не хотят к себе пускать сторонних лиц). То ли дело транснациональная корпорация. Своих денег у неё навалом, искать соинвестора им не нужно. Можно быстро показать, что внедрили какое-нибудь новшество в свой технологический процесс, т.е. обеспечить менеджерам Фонда необходимый показатель эффективности работы, по которым начисляются премии.
Статус резидента «Сколково» позволяет получить ряд льгот, которые изначально были призваны облегчить нелегкую жизнь малых инноваторов. Среди них – получить так жизненно необходимые гранты, т.е. субсидии на научные разработки, иметь существенно более низкие проценты на социальные отчисления с зарплат персоналу, отсутствие таможенных пошлин на ввозимое оборудование для научных исследований, отсутствие налога на прибыль и кое-что еще.
Каковы потенциальные потери бюджета от льгот малым компаниям, резидентам «Сколково»?
Даже если каждая из них в год наскребет таких льгот на 5% от своего научного оборота, допустим, это 0,5 млн. рублей, а таких компаний в «Сколково» на сегодняшний день 541, то в год бюджет страны недосчитается порядка 270 млн. рублей.
Теперь посчитаем, сколько бюджет страны недополучит от филиалов крупных компаний, которые решили воспользоваться «сколковскими» льготами, и которые имеют оборот куда как больше, чем разрешенный малым компаниям уровень в 1 млрд. рублей. Заявленные 21,3 млрд. рублей дадут льготу порядка 1,065 млрд. рублей.
Но финансово-промышленные монополии получат еще и выделенные Фонду «Сколково» средства из российского бюджета, а также субсидию, никак не меньше той суммы, которую они сами внесут – т.е. совокупно неменьше 21,3 млрд. рублей. Получается, что льготы для нескольких монополий «Сколково» предоставляет в 100 раз большие, чем льготы для всех российских малых инновационных компаний, которые не имеют таких бюджетов как монополисты.
Но может быть малые компании получают гранты от Фонда и тихо себе их осваивают, без лишней суеты и пиара? С начала выдачи грантов в 2010 году по сегодняшний день (примерно за полтора года работы) Фонд «Сколково» перечислил утвержденным для грантов компаниям 3279 млн. рублей. Всего же было одобрено 135 проектов на 8110 млн. рублей. То есть, не все могут получить одобренные гранты, но это уже другой вопрос.
Из 3279 млн. выданных рублей за шесть месяцев 2012 года примерно двум десяткам компаний перечислено 1190 млн. рублей, т.е. примерно по 60 млн. рублей на один проект. Много это или мало?
Средняя сумма годового гранта Минобрнауки составляет примерно 20 млн. рублей. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) выдает гранты по 700 тыс. рублей. В 2011 году РФФИ выдал грантов для научных лабораторий (до 10 человек) и ученых на сумму 7 783 млн. рублей. Эти средства получили ученые из 1 109 научных организаций на 16 700 проектов. Из них собственно на научные исследования и разработки пришлось 3 370 млн. рублей (8 199 грантов). То есть, на один проект примерно получилось менее 412 тыс. рублей.
По отчетным данным этого фонда в работе по проектам приняло участие свыше 60 тыс. ученых. В сравнении с 2010 годом бюджетное финансирование ученых из РФФИ уменьшилось на 3 912 млн. рублей (может быть они «ушли» как раз в Сколково?).
Грантовая активность РФФИ и Фонда «Сколково» в 2011 году
Показатель РФФИ Фонд "Сколково" Сумма выданных грантов, млн. руб. 3 370 3 279 Количество грантов 8 199 Около 55 Средняя сумма одного гранта, тыс. руб. 411 60 000 Суммарное число участников грантов 60 тыс. человек 550 человек
Таким образом, при практически одинаковой сумме финансирования РФФИ дал жизнь более 8000 новых высокотехнологичных проектов и замыслов, над которыми трудилось 60 тыс. человек. Фонд «Сколково» профинансировал за практически те же деньги 55 проектов, в которых было занято немногим более полутысячи разработчиков.
Такое положение дел означает лишь одно – Фонду «Сколково» нужно увеличить показатель эффективности финансирования инновационных наукоемких высокотехнологичных проектов ровно в сто раз. При этом ориентироваться на малые научные коллективы и малые инновационные компании. Поскольку, раздавая бюджетные деньги транснациональным корпорациям, показатели эффективности обеспечения развития отечественной науки и инновационного предпринимательства будут ухудшены как минимум еще на порядок.
Комментарии
на ветер.
Пока. Надоело мне с говорящим сортиром общаться.