Гастарбайтеры проваливают элементарный экзамен по русскому языку

В едином миграционном центре Петербурга иностранцев тестируют на знание русского языка. В классе стоят компьютеры с легеньким интерфейсом и простейшим набором фраз с тремя вариантами.

- Как пройти в аптека? - выбирает армянин и жмет кнопку.

Читают гастарбайтеры еще кое-как, на троечку. Лексика, грамматика и прием текста на слух вырастают непреодолимыми барьерами. Мигрантов выдают испарина и активное ерзанье.

- Во время рабочего перерыва я пойду в...

Варианты “столовую””, “метро” и “библиотеку” вызывают улыбку у мигрантов, которым за сорок. Они застали советские школы. Молодежь размышляет с полминуты и порой тычет наугад.

- Мигранты не знают русский, - констатирует директор ФМС России Константин Ромодановский. - Из пятерых один владеет языком, а четверо готовят ему яичницу. В 2010 году 22,4 процента приезжих из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии не разговаривали на нашем, а в 2011 - уже 24,4 процента. Это огромный прирост. Полицейский мигранту говорит “стой!”, а он бежит. Не оттого, что преступник. А просто не понимает.

По первым статданным института русского языка и культуры СПбГУ, двадцать процентов заваливают экзамены. Хотя их проверяют по элементарной базе, которая предусматривает знание восьмисот слов. Где купить, как проехать, сколько стоит, отправить телеграмму. А если спрашивать с гастарбайтеров по квалификации, что такое газобетон и какое блюдо подается под соусом “Бешамель”, Россия вообще останется без иностранной рабсилы.

- В государственной системе не предусмотрен профессиональный уровень тестирования для мигрантов, - признался директор института русского языка и культуры СПбГУ Евгений Юрков.

- У нас есть разработки. Но, может, через год наши предложения примут и дополнят элементарный экзамен субтестом по квалификации.

Ну а пока гастарбайтеры платят по тысяче рублей за добровольный экзамен по русскому языку. Говорят, сертификат государственного образца, с высокой степень защиты, как на дензнаках, подписанный аж ректором СПбГУ Николаем Кропачевым, делает иностранцев конкуретнтноспособнее. С нового года, скорее всего, плата за тест вырастет до двух тысяч, а без положительных результатов не выдадут разрешение на работу. Но и не выгонят из России. Позовут на пересдачу - еще за пару тысяч. Особо “нерусским” предложат куры в центрах изучения русского языка, которые тоже стоят денег.

В кулуарах управления ФМС по Петербургу и области к обязательному тестированию относятся скептически:

- Трудовой мигрант при проваленном тесте уйдет “в тень”, и чихать он хотел на платные курсы, наш язык и сертификат, который стоит денег. Абсолютное большинство выходцев из СНГ приезжает в Россию на кратковременные заработки, без всякого желания ассимилироваться. У него нет времени на обучение. Устроится нелегалом у неприхотливого работодателя.

Справка “КП”

Обязательный экзамен по русскому языку предусматривает указ российского президента “Об обеспечении межнационального согласия”. Его проходят безвизовые мигранты, которые претендуют на работу в ЖКХ, розничной торговле и бытовом обслуживании.

В будущем гастарбайтеров обяжут пройти тесты по истории России и основам местного законодательства.