Трехмерное кино испытывает наши органы чувств на прочность

На модерации Отложенный

Трехмерное кино испытывает наши органы чувств на прочность. По некоторым опросам, после похода в 3D-кинотеатр каждый пятый жалуется на головную боль, у каждого десятого мигрень так сильна, что заставляет обратиться к анальгетикам

После Второй мировой массовое увлечение стереофокусами отмечается как минимум каждые десять лет, но на сей раз как никогда велика вероятность, что обещанная технологическая революция все-таки случится. Беспрецедентно дорогой фильм «Аватар» (бюджет около 500 миллионов долларов) претендует и на лавры самого кассового: уже в первые полторы недели проката он принес создателям более миллиарда долларов. Это более чем весомый аргумент в пользу новых технологий, в развитие которых вкладываются миллионы: только в России в прошлом году количество 3D-залов утроилось (по данным газеты «Ведомости», их уже 323).

Вот-вот должны появиться трехмерные телевизоры (по оценкам фирмы Sony, к 2012 году по всему миру будет продано 50 миллионов таких аппаратов). Известны эксперименты и по созданию 3D-фотоаппаратов. Однако очевидно, что не всякое развлечение безопасно. По данным французского новостного портала lesnumeriques.com, более половины зрителей довольны трехмерным кино: 33% смотрят его без всяких проблем, 27% испытывают лишь некоторые неудобства. Чуть более серьезны трудности у 22% опрошенных, 7% жалуются на сильную головную боль, а у 11% после похода на 3D-фильм появляются и другие поводы для жалоб. Действительно, на сеансах трехмерного кино органы чувств дают сбой довольно быстро: трудно заставить себя не уклоняться от летящих на тебя предметов или, например, не попытаться разглядеть загогулину, которая плавает прямо перед твоим носом.

По мнению shadowlocked.com, головные боли вызывают попытки рассмотреть нечеткие объекты. К примеру, чтобы усилить трехмерную иллюзию, режиссер Джеймс Кэмерон нашпиговал свою историю мелкими деталями, которые перемещаются на переднем плане. В реальности мы можем менять фокусировку взгляда, расматривая ближние и дальние объекты. В кино такое невозможно, однако игры в трехмерность сбивают мозг с толку, вынуждая действовать не по правилам кино, а по правилам реальной жизни.

Возможно, сказывается и привычка: в фильмах ужасов, например, угрожающие объекты часто представлены нечетко, и, наученные горьким опытом, мы пытаемся рассмотреть источник возможной опасности.

Майкл Розенберг, профессор офтальмологии из Чикаго, объясняет появление мигреней некоторой разбалансировкой глазных мускулов, которая в реальной жизни неудобств не доставляет, но способна вызвать сильные боли на 3D-фильмах, когда требуются дополнительные усилия при фокусировке взгляда. Рик Хейнеман, представитель фирмы RealD, поставляющей 3D-оборудование в 90% американских кинотеатров, возражает на это, что большинство использует проекторы нового поколения, способные избавить от дискомфорта.

Не исключено, что мы попросту пока не готовы к восприятию новой экранной реальности. В конце концов насмерть перепугало народ уже «Прибытие поезда» братьев Люмьеров (они, кстати, тоже экспериментировали с трехмерным изображением), да и первые цветные фильмы у некоторых вызывали резь в глазах. Так что спешить отказываться от трехмерных зрелищ не стоит. Все тот же shadowlocked.com во время сеансов стереокино рекомендует не пытаться рассматривать размытые объекты, а просто следить за действием вместе с камерой, глядя только на то, что визуально отчетливо. На 3D-показах необычайно важно и месторасположение - воспринимать трехмерные иллюзии легче и приятней, находясь в самом центре зала, приблизительно в той точке, с которой снималось кино.

Рекомендации небесполезные. Репертуар 3D-залов становится все заманчивей. В прошлом году трехмерными были как минимум десять голливудских блокбастеров (в том числе «Пункт назначения», My Bloody Valentine, «Вверх»), в нынешнем их ожидается не меньше. К примеру, одна из самых вожделенных премьер этого года - трехмерная «Алиса в Стране чудес», способная вызвать головокружение уже в виде двухмерного трейлера.