Сырьевая угроза России
На модерации
Отложенный
Счетная палата России проверила эффективность и целесообразность использования недр страны, а также достаточность вложений государства в воспроизводствоминерально-сырьевой базы за 2008-2011 годы. Оказалось, что основа российской экономики – сырьевая отрасль – финансируется далеко не лучшим образом, и это грозит снижением добычи ресурсов и уменьшением валютной выручки страны уже в следующем году.
Сегодня поступления от продажи сырья и сырьевых продуктов обеспечивают около 60 % всех доходов российского бюджета и до 70 % прочих валютных поступлений. Однако сроки исчерпания запасов сырья не выходят за рамки 2013-2025 годов, предупредили аудиторы. "Причиной сложившейся тенденции является длительная стагнация поисковых и геологоразведочных работ, обусловленная резким снижением их финансирования с 1990 года, – говорится в докладе Счетной палаты. – Государственные инвестиции в воспроизводство минерально-сырьевой базы составляют менее 0,5 % расходной части бюджета, в то время как в зарубежных государствах от 2 до 5 %".
Согласно отчету аудиторов, размеры бюджетных вливаний в отрасль за три года сократились на 23 %. Что касается частных компаний, то они не спешат направлять свои доходы на разведку и разработку новых месторождений по причине высокой налоговой нагрузки на отрасль и отсутствия достаточных льгот. Если в нефтяной отрасли какие-то льготы для разработки труднодоступных месторождений еще существуют, то в горной металлургии их попросту нет.
Как считает председатель совета директоров Evraz Александр Абрамов, какая-тольгота по НДПИ для компаний, начинающих добычу минеральных ресурсов в труднодоступных районах страны, просто необходима. Ведь им придется в чистом поле строить поселки, города и всю социальную инфраструктуру. Президент России это мнение услышал и поручил правительству рассмотреть предложение главы Evraz о предоставлении налоговых льгот при освоении горнодобывающими компаниями новых месторождений, наподобие льгот по НДПИ для нефтяников. Однако и с льготами нефтяников, по словам представителей отрасли, тоже не все в порядке.
Не секрет, что все экономические успехи Владимира Путина, как лидера государства, напрямую связаны с нефтью. Но до конца его нового президентского срока ее может не хватить. Сейчас по объемам добычи нефти Россия занимает первое место в мире, опережая даже Саудовскую Аравию, которая добывает около 10 млн. баррелей в сутки. Однако, как заявил Financial Times президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, уже с 2016 года добыча нефти в России резко сократится, потому что старый советский запас "проеден", а новые месторождения запускать просто невыгодно из-за "губительной" налоговой системы в стране.
Прошлогодняя новая налоговая реформа, по словам Алекперова, не обеспечивает достаточных стимулов для разработки новых месторождений. Напомним, что в прошлом году базовая ставка экспортной пошлины на нефть была снижена с 65 % до 60 %. Однако в ЛУКОЙЛе считают, что на этом реформа не должна останавливаться, и если снизить ставку до 55 %, это позволило бы отсрочить падение добычи нефти до 2019–2020 годов.
В общем, как утверждают нефтяники, в том, что они не разрабатывают новые месторождения, виновата существующая налоговая система. С ними согласны и некоторые эксперты. "В ноябре 2011 года средняя экспортная цена, по которой российская нефть шла за рубеж, была в районе 95 долларов за баррель. В рамках существующего налогового режима 53 доллара из этих 95 долларов съедала экспортная пошлина, и еще 18 долларов уходило на НДПИ. В итоге у нефтяной компании оставалось всего 24 доллара прибыли от поставки нефти за рубеж", – объясняет руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов.
По его словам, "оперируя этими условными 25-ю долларами", нефтяным компаниям просто невыгодно заниматься разработкой месторождений.
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов озвучил еще более пессимистичный прогноз: "В нулевых рост добычи нефти в России был выше 10 %, сейчас – 1-2 % в год, то есть, в пределах статистической погрешности. Думаю, что в таком темпе мы протянем еще год–два". По оценке Симонова, процесс падения добычи нефти начнется уже в 2014–2015 годах.
"В 2004 году в России приняли закон, который резко повысил фискальную нагрузку на нефтегазовую отрасль, подняв ставку пошлины на нефть с 40 % до 65 %, и НДПИ с 347 до 419 рублей за тонну, – рассказывает ведущий эксперт Минфина Александр Сакович. – Конечно, был перегиб, но нефтяники пережили это, потому что, начиная с 2005 года, цена на российскую нефть марки Urals неуклонно росла, достигнув в 2008 году исторического максимума в 141 доллар за баррель. Это обеспечивало отрасли постоянную прибыль, но потом случился финансовый кризис, и цены на нефть резко обвалились, продемонстрировав порочность такой фискальной нагрузки".
Неужели у нефтяников действительно совсем нет денег на разработку новых месторождений или они просто прибедняются? Ведь их прибыли по итогам года растут. К примеру, чистая прибыль "Роснефти" в прошлом году выросла на 24 %, а тот же ЛУКОЙЛ нарастил ее почти в два раза. Может, нефтяники просто не хотят тратить прибыль на разработку, предпочитая использовать ее на другие цели? Например, на выплату рекордных дивидендов по итогам года, как это сделали те же ЛУКОЙЛ и "Роснефть".
"Прибыль нефтяников росла вместе с мировыми ценами на нефть, поэтому денег у них, при росте стоимости барреля выше 120 долларов, конечно, было достаточно, но дело даже не в этом, – поясняет Сакович. – Дело в том, что в уставе любой нефтяной компании в первых строках прописано, что она должна вкладываться в геологоразведку и разработку новых месторождений нефти. Причем, на свой страх и риск. То есть, разработка новых месторождений для них – дело обязательное".
К тому же, продолжает эксперт, государство нефтяникам помогает, предоставляя налоговые льготы для новых месторождений. Возьмем тот же ЛУКОЙЛ, который начал разработку Прикаспийских месторождений в 2004 году – именно тогда, когда произошло резкое ужесточение фискальной нагрузки на нефтяников. А сейчас условия улучшились, компания получила налоговые льготы. Однако руководство ЛУКОЙЛа говорит, что им тяжело осваивать Прикаспий, но вместе с тем просит пустить их на шельфовые месторождения, где затраты в разы выше. "Где же логика?", – спрашивает Сакович.
Так или иначе, но угроза для России остаться без сырьевой экспортной выручки вполне реальна. Об этом и предупреждают руководство страны в своем докладе аудиторы Счетной палаты: "В ходе проверки выявлено, что прирост запасов и прогнозных ресурсов получен только по 41 из 150 видов полезных ископаемых (27,3 % от общего количества), из которых прирост запасов – только по 29 видам. В проверяемом периоде не разведано ни одного месторождения по 41 виду полезных ископаемых, в том числе по 5 стратегическим видам сырья. Уменьшение запасов наблюдается по 90 видам, сокращение объемов добычи – по 44 видам полезных ископаемых. Запасы по 10 из 29 видовстратегических полезных ископаемых уменьшились". Комментарии, как говорится, излишни.
Комментарии
В переводе на светский-"эффективные менеджеры", "капиталисты" и "олигархи" просто дожирали разработки СССР.
Справка: Алекперов, Вагит Юсуфович. Личное состояние $13,9 млрд, в 2011 году занял 8 место в списке 200 богатейших бизнесменов Росcии (по версии журнала Forbes)
Вопрос 1: сколько геологоразведочных партий можно организовать на $13,9 млрд?
Вопрос 2: эффективность менджеров определяется величиной их личного состояния или успехами отрасли, которой они управляют?