Налог на выживание

На модерации Отложенный

Судя по поступающей в СМИ информации, правительство Москвы намерено жестко обеспечить сбор налога с граждан, сдающих свое жилье в аренду. И формально это выглядят делом не только необходимым, но и абсолютно естественным. Потому что всякий доход должен облагаться налогом, идущим на общие нужды. А доход, который выглядит как сугубо паразитический, в известной терминологии "не трудовой", тем более должен отвечать требованию справедливости: хочешь сдавать кому-то свое жилье – пожалуйста, но будь любезен, как говорилось в одной известной рекламе, "заплати налоги и спи спокойно".

Однако любая проблема существует не только в теории, но и в реальности. Для власти эта проблема состоит в том, чтобы отыскать больше денег. Понятно, что они ей очень нужны, причем, во многом на абсолютно оправданные и социальные цели. Только беда в том, что она знает лишь один способ доставать эти деньги – у кого-то их отбирать и что-то из имущества продавать. Ни для кого не секрет, что страсть российской власти "брать и делить" намного превосходит ее способность развивать экономику, увеличивая тем самым национальное богатство страны.

Но есть и проблема нехватки жилья – и в Москве, и по всей России. И есть проблема востребованности приезжей рабочей силы всех уровней, включая не только мигрантов-гастарбайтеров, но и высококвалифицированных специалистов – иногородних и иностранных. А еще есть проблема низкого уровня зарплат бюджетников. Можно, например, напомнить, что доцент в вузе, даже столичном, не получает и 20 тысяч рублей по основному месту работы. И пенсия, даже при сохранении "лужковской" надбавки составляет всего 12 тысяч. И непонятно, из чего складываются сказочные официальные 46 тысяч рублей средней заработной платы по Москве (хотя при наличии семьи и детей это не слишком много с учетом сегодняшних цен).

Квартиры в наем сдают разные граждане. В том числе и те, кто их для этого специально покупает. Но большей частью жилье достается наследникам после смерти кого-то из родителей. Как правило, это люди сами уже пенсионного или предпенсионного возраста, которые получают либо свои пенсионные 12 тысяч, либо 20 тысяч на работе. Было бы не слишком страшно, если бы речь шла о поборах с первых, но на самом деле в большинстве случаев это "жесткое взимание налогов" бьет именно по вторым.

Вот конкретный, вполне типовой пример из жизни. Москвичка предпенсионного возраста, преподающая в крупном московском вузе в должности доцента, получает 16-18 тысяч рублей. У нее14-летний сын, которого она воспитывает и содержит без мужа. И больная мать, которой нужно нанимать сиделку. Понятно, что человек хватается за любые возможные виды приработка, берет любую дополнительную нагрузку, мечется по всем возможным филиалам и своего вуза, и всех других, в которых можно найти работу в диапазоне 200 километров вокруг Москвы. И онадоводит-таки свою общую зарплату до 40 тысяч рублей в месяц.

Но этих денег ей катастрофически не хватает, потому что услуги сиделки для тяжело больной матери стоят до 30 тысяч рублей в месяц, а 5 тысяч, как минимум, уходят на лекарства.

И хотя для больного человека по закону эти лекарства должны быть бесплатными, поликлиника способна обеспечить бесплатно от силы только пятую часть. Потому что остальных лекарств либо вообще нет, либо списками Минздрава они замещены на аналоги, о которых сами врачи говорят, что их лучше не принимать.

Жизнь этой довольно типичной московской семьи, а вернее ее выживание было бы абсолютно невозможным, если бы после смерти отца нашей героине (в прямом смысле этого слова) не досталась небольшая квартира. Второе жилье, которое она и сдает в наем, и с которого московские власти будут жестко добиваться уплаты налога. Таких, как она сегодня большинство. Это не"хищники-домовладельцы", а неоднократно ограбленные государством инженеры, врачи, учителя, преподаватели вузов. Власть лишила их достойного заработка, но еще имеет наглость взимать налог с того, что кинула им в свое время, как отступное.

Теперь поговорим о тех, кто покупал квартиры в последние полтора десятилетия и сдает их в наем. Человек заработал деньги (исходим из того, что заработал их честно, иначе разместил бы все свои капиталы не в России, а за границей). Что ему делать дальше? Положить деньги в российский банк – слишком рискованно, учитывая известный опыт девальвации, воровства и банкротства. Инвестировать их в производство – не выгодно, да и бессмысленно. То есть, либо человек должен каким-то образом выводить свои деньги за рубеж, либо покупать в России квартиру, как самый надежный актив.

Он покупает и, разумеется, сдает ее. Самое интересное, что власти это выгодно. Во-первых, потому что деньги, так или иначе, остались в России, а во-вторых, потому что они идут на решение той проблемы, которую не решает государство – жилищной. И это проблема не только для приехавших в Москву специалистов, но и для самих москвичей, которые не хотят жить в перенаселенных квартирах либо в коммуналках. Люди снимают квартиры. Они просто вынуждены это делать, потому что власть не строит доступного для найма городского жилья, она не дает деньги вузам на общежития, не строит доступных гостиниц. Однако власть хочет получать доход с тех, кто сегодня, так или иначе, решает за нее жилищные проблемы.

Попробуем ответить и еще на один вопрос: а кто на самом деле будет платить эти налоги, о которых говорит московское правительство? Ведь любое повышение налога – есть лишь повышение цены для приобретающего товар или услугу. Значит, следует ожидать неизбежного повышения цен за сдачу квартир в аренду. Точнее – за долю риска их неофициальной сдачи. Если же власть продолжит обманывать людей своими нелепыми рассказами о том, что теперь квартиросъемщик получит некие гарантии (неизвестно чего), то владелец квартиры еще больше поднимет на нее цену. "Вы же понимаете, – скажет он, – что теперь с гарантией, значит – еще дороже". То есть на самом деле установленные налоги будут платить не те, кто квартиры сдает, а те, кто их снимает.