Как разворовывают авиапром
На модерации
Отложенный
Девяностые и большая часть двухтысячных в нашей стране прошла под знаком крепких хозяйственников. Помните Юрмихалыча, наиболее полное воплощение этого идеального образа? Все бы хорошо, но на рубеже первого десятилетия XXI века государство начало осознавать, что польза от «крепких хозяйственников» давно уже не идёт ни в какое сравнение с негативными последствиями их деятельности. И ушлые хозяйственники полетели со своих мест со страшным грохотом - насколько сильным, вы все прекрасно помните по истории двухлетней давности.
Громкие отставки имели место не только в столице, где только за два года, в 2008-2010 годах, согласно данным Счетной палаты, было разбазарено 230 миллиардов рублей, но и в глубинке. Взять хотя бы пример самарского ОАО «Авиаагрегат», где сейчас происходят весьма интересные вещи. У завода типичная для многих российских предприятий история: в 1996-1997 годах этот самый крупный в стране проектировщик и производитель шасси и рулевых приводов для самолетов оказался на грани банкротства - половина рабочих очутилась на улице, объем производства сократился на две трети. Какой выход нашло государство? Правильно, назначило крепких хозяйственников: исполнительным директором стал бывший главный инженер - Геннадий Кулаков.
Кандидатура выглядела самой что ни на есть подходящей: Кулаков был известен как активный сторонник технологической перестройки завода и человек дела, хорошо знакомый с производством и жестко отстаивающий свою точку зрения, - в 1995 он ушел с предприятия именно потому, что правление не поддержало его инициатив по реорганизации. И дела вроде бы пошли на лад: удалось провести конверсию, что сразу же отразилось на финансовых показателях - постепенный, начавшийся с пятипроцентного (по сравнению с предыдущим годом) рост выпуска продукции ознаменовал начало череды «тучных» лет, когда огромные задолженности предприятия были частично погашены. Эти позитивные перемены успокоили акционеров: Кулаков выглядел спасителем завода, осуществлявшим его перевооружение. Рабочие, казалось, тоже были им довольны - средняя зарплата на предприятии выросла до 17 тысяч рублей. И лишь немногим были известны условия, на которых Кулаков осуществлял свою «спасительную деятельность»: аудит завода, проведенный «Ростехнологиями» в 2012 году, показал, что эффективный менеджер единолично выписывал себе рекордные вознаграждения, по сравнению с которыми зарплаты рабочих казались жалкими подачками. Ежемесячные премии, которые добавлялись к скромным трудовым доходам «хозяина», составляли 3% от балансовой прибыли и 0,3% от объема реализации продукции. Так, за один лишь 2010 год Кулаков получил свыше 18 миллионов рублей, что составило сумму, превышавшую всю чистую прибыль предприятия за 9 месяцев!
Не обидел руководитель и ближайших родственников: его сын, пристроенный на завод директором по финансам, получил даже больше отца - 25 миллионов рублей. Плюс к этому вскрылся ряд махинаций - так, в 2008 году «Авиаагрегат» продал ООО «Р-Инвест» производственные корпуса по цене, в несколько раз ниже их рыночной стоимости. А потом... сам же эти здания еще и взял в аренду у новых владельцев. Естественно, уже по рыночной цене. Дело, достойное великого комбинатора.
После того как все эти махинации вскрылись, Кулаков был отправлен в отставку - 28 января 2011 года должность временно занял технический директор Юрий Мясников.
Чудеса комбинаторики на этом не закончились - но это, как говорится, уже другая история, другая сюжетная линия. Мы за нашим-то героем уследить не успеваем, не то, что за другими. Итак, не прошло и месяца, как Кулаков выдвинул свою кандидатуру в совет директоров предприятия. Бывший директорзаблаговременно подготовился, приобретя 7,4% голосующих акций «Авиаагрегата». Совет директоров, не зная, как защититься от назойливого «возвращенца», запретил ему участие в выборах, сославшись на то, что поданные им документы не содержали сведений о количестве и категориях акций, которыми он владеет. Кулаков обратился в суд, который принял его сторону: 1 июня экс-управленец вернулся в состав совета директоров компании, получив около 17% голосов акционеров.
Сам Кулаков вовсю праздновал победу, заявляя, что его избрание в члены совета директоров - следствие общественного давления на акционеров: мол, коварные толстосумы хотели меня устранить, но народ не дал. Что и говорить, народное мнение не учитывать опасно: вот Федерация профсоюзов Самарской области во главе с П. Г. Ожередовым уже, например, ведет активную кампанию за сохранение в должности Юрия Мясникова, который, похоже, последовал примеру своего предшественника, вляпавшись в столь же сомнительные аферы. Насколько хорошо организован местный профсоюз, можно видеть, например, по первомайским демонстрациям, на которые трудящиеся ходят стройными колоннами (почитайте, например, вот эту реляцию от 1 мая этого года - прямо советская классика). Но точно ли «народный» менеджер так хорош, что будущее завода без него немыслимо?
Едва ли. То, что с отставкой Кулакова череда сомнительных операций перешла на новый уровень, говорит о том, что все система, выстроенная на предприятии, располагала к воровству. Сейчас уже его «наследники» - Юрий Мясников и заместитель генерального директора по экономике и финансам Антон Пчельников - развернули целое побоище, стараясь свалить друг на друга вину за пропажу из бюджета завода кругленькой суммы в 200 млн рублей. Нет никаких сомнений, что и амбициозные зарплатные притязания Кулакова никуда не делись, да и подставные фирмы по-прежнему в строю. Хуже всего то, что вокруг предприятия образовался целый порочный круг, использующий всевозможные рычаги давления как на акционеров, так и на рабочих.
Для того чтобы сломать эту систему, нужен новый человек. Собственно, он уже есть - концерн «Авиационное оборудование», входящий в состав «Ростехнологий», собирается назначить генеральным директором предприятия Андрея Петричко, успешного московского предпринимателя. Однако новый человек никому в глубинке не нужен. Помните, с какой ненавистью приняли в шолоховской «Поднятой целине» кулаковы... пардон, кулаки присланного из центра председателя колхоза Давыдова? Увы, жизнь в нашей стране не стала гуманней за сто лет: в феврале на 37-летнего бизнесмена прямо на улице напал неизвестный, ударив его ножом в спину. Петричко повезло: он выжил, хотя и потерял три литра крови. Врачи успели спасти ему жизнь.
Это важный сигнал о том, насколько непросто будет наладить прозрачное управление на ключевых предприятиях страны: похоже, местные «хозяйственники» решили не отдавать ни пяди «родных» кормушек и цепляются за них буквально зубами.
фильм один день
Комментарии
Также, как и всё остальное - ОЧЕНЬ БЫСТРО.
Если бы сам президент не был бы вором, как разоблачила нам его Салье в своей статье, то и воровали бы гораздо меньше.
ВОР- ВОРА и покрывает.
Чем больше уворует чиновник, тем больше откат даст, вот и разворовывают Россию кто как может.
не принимаются? или у думных дьяков свой интерес?
Ведущие российские оборонные авиастроительные предприятия, такие как «Сухой» и «Иркут», выбранные для налаживания производства новых перспективных самолетов, отстают по объемам продаж от бразильской компании «Embraer» в четыре раза, а от «Boeing» и «Airbus» – почти в 50 раз. Уровень производительности труда в российских компаниях на порядок ниже, чем в ведущих зарубежных авиастроительных корпорациях. Темпы производства показаны в таблице.
Производство гражданских авиалайнеров в России в 2005-2010 годах.
Тип самолета 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Ан-140 - 1 1 - 1 -
Ан-...
В случае своевременной государственной поддержки производства Ту-334 и Ан-148, российский внутренний рынок авиаперевозок не был бы занят на 70% зарубежными самолетами, большей частью весьма изношенными.
Знаковым можно считать отказ итальянской компании «Alitalia» от приобретения 20 самолетов Sukhoi Superjet 100 на сумму 600 млн. долларов. Несмотря на достигнутую договоренность на высшем уровне, «Alitalia» вместо этого самолета предпочла бразильский Embraer T-190.
( Из Доклада Национальному Совету Безопа...
В 2000-х годах в авиапроме наступила стадия стабилизации. У предприятий появилась возможность реструктурировать долги перед бюджетом, существенно улучшить свое финансовое положение и, что самое главное, приостановить отток рабочей силы. В настоящее время, по мнению некоторых экспертов, главная проблема российской авиационной промышленности не в отсутствии заказов, а в недостатке специалистов для выполнения производственных программ.
Например, Воронежскому авиазаводу, чтобы продолжать выпускать Ил-96 и наладить производство Ан-148, требуется увеличить численность персонала примерно в два раза. То же самое относится и к компании «Авиастар», которая занимается сборкой самолетов Ту-204 в Ульяно...
Тоже мне, сказанул "Начало осозновать.." И коню сразу же было понятно, что Лужков, надвинув кепочку, шныряет по стройкам и ищет, где, что можно стырить или прихватизировать, а вовсе не хозяйствует.
С кем-то не поделился, кто посчитал,что взял он себе больше, чем положено по статусу.