Северный Кавказ - исламская модернизация

На модерации Отложенный

Рядовое убийство в Дагестане, случившееся в первый день после выходных, примечательно только одной особенностью: убитый был заместителем сразу двух лиц: директора завода в городе Кизляр и имама мечети. Данное совпадение – не курьез. Вряд ли оно стало причиной убийства, однако случившаяся трагедия высвечивает тенденцию, которая иначе могла бы еще некоторое время оставаться незамеченной.

Суть дела – в интересном сращивании религии с бизнесом и госуправлением в мусульманских регионах РФ, особенно на Восточном Кавказе. Своей религиозности многие бизнесмены и чиновники не скрывали там давно, однако еще пару лет назад ее внешнее выражение состояло в основном в поездках в хадж и в фотографиях любимого шейха, используемых в качестве заставки на мобильном. А вот совмещение высокой «мирской» должности с определенным формальным статусом в духовной сфере появилось недавно, но вовсе не ограничено дагестанским Кизляром.

В этом смысле как раз примечательно, что Кизлярский электромеханический завод, на котором состоял убитый, не был флагманом промышленности, даже местной. В советское время он имел приличный оборонный заказ, но в последние годы выглядел довольно скромно. Да и недвижимость в его распоряжении совсем не такая «вкусная», как у некоторых оборонных заводов этой же республики. Если за находящийся совсем рядом коньячный завод шли большие войны, то вокруг электромеханического все было в основном тихо. Так что речь вовсе не о попытках исламских деятелей поставить под свой контроль какие-то лакомые куски.

Просто их присутствие востребовано во все большем количестве совершенно светских, в том числе и промышленных, структур.

Дело тут не только в ностальгии по «парткомам на предприятиях», хотя любовь к подобным советским атрибутам на Северном Кавказе нередко видна даже в самых успешных общественных слоях. Главная причина, как кажется, связана все же с «тоской по будущему». Понимание бесперспективности нынешнего коррупционного существования на игле нефтяного бюджета, поиски вариантов прорыва к какому-то новому общественному устройству – это сегодня на Кавказе беспокоит вовсе не только узкий круг местной интеллигенции, но и довольно большую массу «практиков». Может быть, каждый из них по-своему понимает, что такое исламская модернизация (сам этот термин, кстати, все чаще можно встретить в северокавказских СМИ), но конкурента этой идее, или, точнее, этому названию, не находится.

Поэтому должностные симбиозы, подобные кизлярскому, еще будут появляться. Глобально оценивать их последствия пока рано, но одна частная опасность все же нуждается в упоминании. Как все помнят, перед Новым годом были арестованы подозреваемые в убийстве заместителя муфтия Карачаево-Черкесии. По версии следствия, убить его могли по религиозным мотивам, а организовал убийство глава одного из муниципалитетов. Переход внутрирелигиозных противоречий в сферу светского управления вряд ли порадует вменяемых представителей хоть какой-то конфессии, даже если разрешаться эти противоречия будут не столь кровавым путем.