Кризис как революция. Архетипика денег
На модерации
Отложенный
Давайте поговорим о том, какие возможны варианты перехода к постиндустриальному обществу. Предполагается, что это новое общество будет построено на иных основаниях, чем индустриальное. Изменится все: способы производства, распределения, потребления, религия, денежные отношения, формы социальной жизни. Например, социальная жизнь может быть основана на неких современных формах общинности, а деньги будут иметь совершенно иную природу и функцию, чем в индустриальном типе общества. Реально ли это?
Для начала рассмотрим то, что обсуждает Бернар А. Лиэтар в книге «Душа денег». Эта книга - писхоаналитическое исследование функционирования денег. Читая ее, следует иметь в виду, что уже сейчас во всех частях света возникают неофициальные денежные системы, которые дополняют общепринятые национальные монетарные валюты. Эти новые деньги обладают функциями, которых нет у обычных денег. Таковы, например, деньги взаимного кредитования системы Time Dollar, изобретенной профессором Эдгаром Канном. Бернар Лиэтар так объясняет эту систему: «Если я делаю что-то для вас в течение часа, то я получаю в кредит счета (доход, оплату труда) за час работы, а вы - в дебет счета (расход, долг по оплате) тоже за час. Это просто бартер, если вы делали для меня что-то в течение часа в качестве компенсации. Но если я могу использовать свой счет для кого-то еще (суммы, собранные по кредиту, направить на оплату других работ или оказать услугу кому-то другому и сократить свой дебет), это значит, что мы создали средство обмена в пределах нашего сообщества, то есть местные деньги».
На момент написания книги Лиэтара действовало более 400 систем Time Dollar. Преимущественно в США. Существуют и другие похожие модели новых денежных систем. Так, в начале 80-х годов канадцы Майкл Линтон и Дэвид Уэст изобрели модель системы взаимного кредитования под названием LETS (локальная обменная торговая система). Более тысячи LETS и ее вариаций действуют ныне по всему миру. Конечно, эти новые деньги отличаются от обычных денег.
Все привыкли к тому, что деньги приносят проценты, что они сохраняют свою стоимость только в условиях искусственного дефицита и что их пользователи должны конкурировать друг с другом, чтобы получить их. «Деньги взаимного кредитования, напротив, беспроцентны, - поясняет Лиэтар. - Поскольку сами участники сделки создают их, как только между ними достигнуто соглашение, их всегда достаточно. Практика показала, что они скорее способствуют сотрудничеству между их пользователями, чем конкуренции».
Возникновение новых денежных систем - спонтанный и стремительно набирающий силу процесс. В 1984 г. существовала всего лишь одна такая денежная система. В дальнейшем их количество значительно увеличилось. К 1990 г. в мире действовало около 100 дополнительных денежных систем, а в 2000 г. их было более 2500, и их число продолжает расти. В качестве примера успешной дополнительной денежной системы Лиэтар приводит систему WIR в Швейцарии, которая существует уже более 70 лет: «Она насчитывает сейчас более 80 000 участников и генерирует среди них ежегодный объем сделок, эквивалентный более 2 миллиардов евро». Еще один пример: дополнительные деньги в бразильском городе Куритиба. За 25 лет эта система позволила получать среднестатистическому жителю этого города 30 % дохода в дополнительных деньгах, повысив, в частности, жизненный уровень самых бедных слоев общества. ВНП в масштабах региона на душу населения в Куритиба рос на 40 % быстрее, чем в других регионах страны.
Замечательно то, что эти новые денежные системы возникли в качестве дополнения к обычным деньгам задолго до начала кризиса и подспудно развивались, создавая рабочие места и повышая благосостояние своих пользователей. Десять лет назад было немногим более 2500 общин, пользующихся такими деньгами, но с углублением кризиса их количество, конечно, несоизмеримо увеличится (см., например, здесь). Быть может, путь подобного рода новаций и есть один из подходов к постиндустриальному типу общества.
Комментарии