Пенсионная система - "чемодан без ручки".
На модерации
Отложенный
Реформа столь важной для каждого гражданина страны сферы окончательно забуксовала.
Пенсионная система стала для властей чем-то вроде чемодана без ручки: нести тяжело, бросить нельзя, а пришить ручку, т. е. реформировать, не получается. Реформы не идут, поскольку никто не понимает, что делать дальше и к чему эти действия могут привести... Такая картина вырисовывается из недавнего заявления замглавы департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Ростислава Кокорева.
Есть сомнения, что Минтруд, который отвечает за преобразование пенсионной системы, сможет до 1 октября согласовать версию плана реформы, чего от него ожидают. Независимые эксперты демонстрируют пессимизм и полагают, что все закончится такой же путаницей, какая была в 2002 году, а то и похуже.
В разговоре с «Известиями» Кокорев признал, что реформа зашла в тупик: «Сложно говорить о конкретных подходах и балансировке реформы, т. к. пенсионная модель в стране не работает в полной мере, и когда она станет полноценной, сказать сложно».
Перед реформаторами стоит масса нерешенных проблем. Нужно ужесточить ставки, определиться с альтернативным инвестированием пенсий, возрастом выхода на пенсию, зарплатной формулой и распределением пенсионного Резервного фонда. Единственное достижение последнего времени - понимание, что делать с досрочниками, к которому пришли в минувшую пятницу участники закрытого совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, но и оно выглядит половинчатым.
Увы, досрочников не станет в разы меньше, как за рубежом. По данным Росстата, на начало 2010 года под право на досрочную пенсию подпадали около 40% экономически активных россиян, и сокращать это количество никто не собирается, несмотря даже на то, что 73% из них, выйдя на льготную пенсию в 45 лет, продолжают трудиться, и три четверти - на тех же рабочих местах. Следовательно, вредные условия труда здоровье подорвали не сильно.
Решение же состоит в том, что будут введены дополнительные тарифы страховых взносов для работодателей с вредными производствами. Пока, впрочем, не определено, сколько же нужно будет платить работодателям за своих досрочников. Ожидается, что это будет плюс 10-15% к сумме текущих платежей.
Другой вариант - увеличить зарплату досрочникам «на порядок», лишь бы они уходили на пенсию не в 45, а хотя бы в 55 или лучше в 60 лет. Впрочем, на это вряд ли согласятся работодатели, которых не сильно волнуют пенсионные проблемы государства. Пока человек может трудиться, он нужен работодателю, а как только он перестает годиться для труда, тот «сдает» его государству и забывает о нем. Это раньше работодатель и государство выступали в одном лице, и их интересы более-менее совпадали. Теперь лица у них разные, и интересы часто противоположные. А с учетом того, что в стране существует огромная теневая экономика, работнику и вовсе не приходится рассчитывать на нормальную пенсию, подобную европейской.
По мнению Назарова, сейчас следует сосредоточиться на досрочниках, а остальные вопросы дорабатывать постепенно, чтобы не получилось как в 2002 году, когда после отмены единого социального налога и введения страховых взносов население вконец запуталось в том, из чего состоит его пенсия и как она формируется. В 2005 году страховые взносы были сокращены, а с 2009 по 2010 гг. было увеличение взносов и размера пенсионных выплат.
В результате этих экспериментов в накопительной и распределительной частях пенсионной системы образовался затор из нерешенных проблем.
Теперь накопительная часть характеризуется доходностью ниже уровня инфляции, а распределительная - огромным дефицитом страховых взносов. На сегодняшний день, по словам Назарова, пенсионные преобразования больше напоминают имитацию всеобщего реформирования. «Я сильно сомневаюсь, что к осени будет создана пенсионная формула, которая включит в себя все актуальные вопросы», - заключил он.
Зарубежные эксперты из ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) разочарованы российской пенсионной реформой и признают, что осенью реформирование может просто встать. В ходе недавнего визита в Россию они отметили, что чиновникам следует обратить внимание на балансировку пенсионной реформы. Главный экономист Комитета по страхованию и частным пенсиям Дирекции ОЭСР по финансовым делам и предпринимательству Хуан Эрмо считает, что разработчикам нужно сконцентрировать силы на накопительном компоненте и расширить инвестиционные инструменты для пенсионных накоплений, а не замыкаться лишь на государственных ценных бумагах, доходность которых редко бывает выше уровня инфляции.
Хуан Эрмо называет сочетание страховой и накопительной частей в единой пенсионной системе одним из самых успешных в мировой практике. «Именно такая пенсионная система наиболее устойчива к различного рода рискам и способна обеспечить граждан достаточным уровнем пенсионных выплат. Использование лишь одного вида пенсионного обеспечения приводит к созданию серьезного риска для пенсионеров», - уверен он. А баланс между накопительной и страховой частями пенсии в России сейчас отсутствует.
«На сегодняшний день в России так и не нашли ответа, как будет действовать пенсионная реформа, с учетом того, что идет прогрессирующая тенденция ухудшения демографической пропорции страны», - говорит научный руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве РФ Евсей Гурвич. Если так пойдет и дальше, то к 2050 году соотношение работающих и пенсионеров ухудшится в 2,5 раза, считает эксперт.
«Со стороны правительства озвучены только некие лозунги, без особых конкретных предложений», - вторит ему президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов, не исключающий, что осенью реформирование может вообще остановиться из-за непонимания чиновниками, в какую сторону двигаться.
При этом эксперты единодушно отмечают, что предложенный недавно 45-летний стаж для получения полноразмерной пенсии является не чем иным, как скрытым повышением пенсионного возраста. Чтобы заработать такой стаж, человеку придется начать трудиться в 20 лет, а закончить в 65, кстати, без перерыва на учебу. Если предложение будет принято, Пенсионный фонд сможет здорово сэкономить на выплатах. Пенсионеры с недостаточным стажем будут сами виноваты в том, что его не хватает. Правда, пока неясно, насколько сильно будут отличаться пенсии людей, например, с 30-летним и 45-летним стажем. Однако же примечательно, что в СССР, который либералы склонны обвинять в крайней жесткости к своим гражданам, для получения нормальной пенсии достаточно было 25 лет стажа - почти вдвое меньше, чем они хотят сделать для граждан «облагодетельствованной» ими новой России.
Комментарии