Власть уклоняется от контроля

Фракция "Единая Россия", которой принадлежит большинство в Госдуме, как и следовало ожидать, поддержала в первом чтении свой поспешно скроенный законопроект о парламентском контроле, который не дает законодательной власти реальных полномочий. После принятия этого решения зампред комитета ГД по безопасности, "эсер" Геннадий Гудков предложил депутатам самораспуститься, поскольку, как он сказал, парламент не способный взять на себя ответственность, стране не нужен.

До нынешнего усиления общественной активности в недрах Думы два года пылился другой законопроект о парламентском контроле, подготовленный в основном депутатами от оппозиции и существенно расширяющий контрольные функции парламента за исполнительной властью.

По мнению Гудкова, этот (оппозиционный) законопроект — важнейший за прошедшие пять лет. После того, как провластное единороссовское большинство проголосовало за свой вариант документа, имитирующий, как считают оппозиционеры, настоящий парламентский контроль, как заявил Гудков, "все, что должна сегодня сделать Дума для народа — создать новое честное избирательное законодательство и распуститься".

Отметим, что с точки зрения мировой практики ничего радикального и опасного для исполнительной ветви власти в оппозиционном законопроекте нет. Весьма серьезные контрольные функции у парламентов есть даже в таких президентских республиках, как США и Франция.

Гудков, в частности, сослался на опыт США и Германии, где "на ковер" к парламентариям для отчета могут быть вызваны первые лица государства. Депутат от КПРФ Николай Коломейцев рассказал коллегам, что в США неявка любого ответственного лица для отчета на парламентскую комиссию является уголовным преступлением.

Между тем представлявшая провластный законопроект о парламентском контроле глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая сосредоточилась главным образом на критике оппозиционного варианта этого документа. А если точнее, на тех его положениях, которые, по ее мнению, "посягают на свободу предпринимательства". В том смысле, что дают депутатам возможность знакомиться с документами частных предприятий. По ее убеждению, это попахивает рейдерством.

Коломейцев парировал этот тезис, сказав, что "у нас рейдерские захваты многих предприятий осуществлялись при активном участии правоохранительных органов и даже теми, кто сегодня стал министром".

Яровая рассказала как о невероятном прорыве прописанное в ее законопроекте приглашение депутатов Думы в правительственные комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций. На что депутат от КПРФ Валентин Романов напомнил ей и другим коллегам, как проходило расследование грандиозной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, когда депутатов пригласили в соответствующую комиссию. По окончании расследования ее представителей от исполнительной власти попытались вызвать с отчетом на заседание Госдумы, но те так и не пришли.

Яровая на это повторила все то, что говорила на предварительном заседании своего комитета. Она назвала ряд "новаций" единоросовского законопроекта, которые, как показали парламентарии от оппозиции, таковыми не являются.

В частности, зампред комитета ГД по конституционному законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) сказал, что в законопроекте единороссов нет ничего нового, помимо того, что уже имеется в российском законодательстве. По его словам, "это сборная солянка" из уже существующих положений Конституции и федеральных законов.

В то же время, по его мнению, заложенная в единороссовском законопроекте норма, "о коррупционной экспертизе, порядок которой определяется правительством", приведет к тому, что депутаты передадут и эти свои полномочия исполнительной власти. Депутат считает, что это еще больше ограничит полномочия парламента, так как теперь не будет никакой возможности внести какой-либо законопроект без соответствующего заключения правительства, которое, в свою очередь, никто не контролирует.

Напомним, что еще после слушаний обоих законопроектов в комитете по безопасности ГД первый заместитель руководителя этого комитета член фракции КПРФ Виктор Черкесов заметил, что "рамки действующей Конституции РФ узки для того, чтобы в полной мере осуществить в России эту законодательную инициативу". То есть для того, чтобы Думе стать реальным, а не имитационным парламентом.