Верните Летний сад, или Лет через сто все образуется
Полтора месяца прошло с тех пор, как после длительной реконструкции открылся Летний сад. «НВ» обращалось к этой теме по горячим следам. Мы цитировали тех, кому новшества понравились, давали слово тем, кто пришел от них в ужас. Но то были самые первые впечатления самых первых посетителей нового Летнего сада. Теперь же, когда прошло время, в саду побывали практически все, кто хотел там побывать. Общественное мнение, таким образом, можно сказать, сформировано. Каково же оно?
У нас в подобных случаях часто говорят: мол, не надо выносить скоропалительных оценок, не надо рубить сплеча. Давайте, дескать, подождем, когда все устаканится, а потом будем решать, что делать. Ну вот - устаканилось. Эмоции, вроде бы, должны поутихнуть. И что теперь делать?
Летний сад убили. Летнего сада больше нет. В этом я имел несчастье убедиться на прошлой неделе (в минувшую пятницу было как раз 40 дней - со дня открытия сада), когда, набравшись мужества и робкой надежды, решился-таки проверить: может, фотографии врут, может, все не так страшно и атмосфера осталась? Увы. Все оказалось еще хуже, чем можно было ожидать, глядя на фото, - из этого «летнего сада» хочется бежать, поскорее вырваться, очнуться. И плакать.
...Никогда не испытывал особого восторга по отношению к градозащитникам и их лозунгам. Не понимал, например, почему все так ополчились на проект газпромовской башни. Не разделял ужаса от вида каждой новостройки. Не впадал в истерику по поводу каждой мансарды. Город - каким бы прекрасным он ни был - должен развиваться, расти, меняться. Убежден в этом и сейчас. Но то, что сотворили с Летним садом, - это надругательство, преступление против Петербурга.
И дело вовсе не в том, что на его реконструкцию ушли миллиарды рублей, - с этими катастрофическими цифрами пусть разбирается Счетная палата. И даже не в том, что кому-то не нравится то, что сделали в Летнем саду, - в конце концов на вкус и цвет... Кому-то нравится Павловск (дух старого Летнего сада), кому-то Петергоф (что-то общее с новым). И если бы то же самое и даже за те же деньги сделали бы где-нибудь в Красном Селе или на любом пустыре Купчино, я бы только поаплодировал. Но зачем понадобилось резать самое сердце Петербурга, лапать душу города, а по мне - так и лучшее место на Земле?..
Этот простой вопрос - зачем? - звучал с того самого дня, как стало известно о предстоящей реконструкции. Жучки-короеды того и гляди пожрут все деревья? Так лечите! Или говорите, таким Летний сад вроде как был в XVIII веке? Даже если и так, то что с того? Следуя этой логике, надо закатать в асфальт, например, канал Грибоедова, ведь его в начале XVIII века тоже не было - восстановим историческую правду! А еще лучше сровнять с землей весь город к чертям собачьим - вернемся к истокам, в эпоху Ивана Грозного, когда никаким Питером и не пахло!
А что собственно такого ужасного сделали в Летнем саду, спросите? Для тех, кто в саду впервые, или для тех, кто забыл, когда последний раз здесь бывал, - ровным счетом ничего. Все чистенько, опрятненько, травка зеленеет, фонтанчики журчат, заборчики стройными рядами колосятся... Но для тех, кто всей кожей чувствовал тот неповторимый скамеечный уют, ту оазисную прохладу, кто с самого рождения дышал той шелестящей прозрачностью Летнего сада - для них это, повторюсь, преступление.
Следы этого преступления настораживают сразу - как только при входе в сад со стороны Михайловского замка вместо лебедей видишь нелепый заборище, огораживающий пруд. Это в целях безопасности, что ли? Тут каждый год по три утопленника вылавливали?..
Но это еще цветочки (которых, к слову, теперь практически нет). Главное, что теперь, попадая в Сад, ты чувствуешь себя не то подопытной крысой в лабораторном лабиринте, не то пациентом огромной больницы, тщетно ищущим свою палату в бесконечной череде зеленых коридоров. По этим, с позволения сказать, аллеям не хочется гулять. На эти куриные насесты, что пришли на смену почти легендарным скамейкам Летнего сада, не хочется садиться. На эти зеленые до отвратительности газоны не хочется смотреть. Об этих кастрированных кустах, вытащенных из коробки конструктора «Лего», не хочется и думать.
И где же вы были, господа градозащитники, когда затевалось это кощунство? Где были вы - те, которые с яростью бросаются на защиту каждого гниющего особняка каждой баронессы Бумбергольц в каждом Переподьяческом подпереулке? Где были все мы? Где был я?.. Ну да - что-то там пару раз вякнул с газетных страниц...
Впрочем, есть такие проекты и такие деньги, которые никаким ломом не переломишь. Весь город костьми мог лечь - ничего бы не изменилось: жучки-короеды, XVIII век, спасение статуй... Знаете, почему так называемым градозащитникам удалось зарубить проект «Охта-центра»? Только потому, что на их стороне была большая политика. А тут - всего лишь какой-то садик...
Одно утешает: все еще можно вернуть. При всем своем благоустроительном варварстве убийцы Летнего сада, забыли сделать контрольный выстрел - спилить все деревья. Нет, кое-где помахали топориками, да и ветки порубали изрядно, но они, родимые, сами со временем отрастут - и прохлада вернется. Останется только выкорчевать двухметровые геометрические кусты и вернуть старые скамейки. Да разослать по дачам чиновников Минкульта белые, как простыни, мертвые бутафорские статуи. И даже если они все новые фонтаны себе заберут в придачу - не обижусь.
Уважаемые проектировщики, придумайте, пожалуйста, такой проект! Выгодное ж дело - не пожалеете! А мы, налогоплательщики, со своей стороны не пожалеем на это дело еще два-три миллиарда. А уложитесь в полтора - так вообще сказка.
Комментарии