"Рыбной мафии" наступает конец?
800 000 000 долларов США – в такую сумму оценивает руководитель Росрыболовства Андрей Крайний ежегодную добычу браконьеров в дальневосточных водах.
Вполне вероятно, скоро доходы «рыбной мафии» сократятся до десятков тысяч «зеленых», а нелегальные уловы упадут до сотен кг. «Конечно, на каком-нибудь скалистом берегу браконьеры смогут выгрузить с шаланды четыре ящика краба, но это не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит сегодня», - рассказал журналистам глава ведомства на пресс-конференции по случаю Дня рыбака.
Каким же образом собираются обрубить спруту загребущие щупальца?
По мнению Андрея Крайнего, конец морскому браконьерству положит введение сертификатов, свидетельствующих о законности происхождения улова. Без этой бумаги вывезти морепродукты на экспорт станет невозможно. Согласно новым правилам, капитан рыболовецкого судна обязан предъявлять "сертификат легальности" в порту назначения, где его сверят со вторым экземпляром такого же документа, присланным из России. Совпала информация - разгрузка разрешается, нет - запрещается. "Эта система работает в Северной Атлантике с 2008 года, и выгрузить нелегальную продукцию ни в одном из портов ЕС теперь практически невозможно", - сообщил руководитель Федерального агентства по рыболовству.
«2012 год мы посвящаем подписанию двусторонних юридически-обязывающих соглашений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона с целью перекрыть браконьерские возможности по доставке на их рынки свежемороженого и живого краба, - продолжал Крайний. – 24 июля вступает в силу соответствующее соглашение с Республикой Корея. Соглашение с КНДР уже прошло ратификацию в Совете Федерации. С Китаем планируем подписать документ, если не в июле, то в августе. Японцы официально заявили, что готовы подписать аналогичное соглашение в сентябре на саммите АТЭС во Владивостоке…"
Таким образом, надеется руководитель федерального агентства, к концу года система сертификации будет введена во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, и тогда вот те 800 млн. долларов, в которые власти оценивают нелегальные уловы, превратятся в десятки тысяч.
"Понятно, что это не нравится очень многим, как в странах АТР, так и у нас. Представляете, сколько людей вовлечено в преступный промысел! Они лишаются очень больших денег! Поэтому, поверьте мне, стоило огромного труда убедить наших коллег за рубежом пойти на эти соглашения. Официальная позиция правительств сопредельных стран изначально была против, а уж о позиции бизнеса, якудзы, транснациональных преступных группировок и примкнувших к ним товарищей из других организаций я и не говорю. Идет война настоящая с применением всех форм и методов... Так что, если услышите, что у меня нашли порошок белого цвета, - не удивляйтесь".
Одно из проявлений необъявленной войны - инцидент на Камчатке. Как рассказал Андрей Крайний, несколько дней назад местные браконьеры в буквальном смысле атаковали отдел рыбной инспекции, пытаясь вернуть изъятые у них сети и лодочные моторы.
"Но у нас там крепкий народ работает - отстояли вещдоки!". Правда, не всегда подобные стычки заканчиваются без потерь. На той же Камчатке трое избитых рыбинспекторов попали в больницу.
Как ни странно, сотрудникам Росрыболовства нечем себя защищать, кроме формы и красного удостоверения, но скоро положение изменится. "Мы с нетерпением ждем выхода постановления Правительства России, которое позволит нам вооружить инспекторов, как это было до 2004 года, - сообщил Крайний. - Надеемся, это произойдет в течение месяца-полутора".
Кроме пистолетов и автоматов, защитники водных биоресурсов получат 582 единицы автотехники и 58 моторных лодок. Ожидается, что в скором времени заметно возрастет и численность самих сотрудников рыбоохраны: с нынешних трех тысяч человек до четырех с половиной тысяч. "Сегодня невозможно противостоять валу браконьерства, когда на каждого инспектора приходятся сотни километров и тысячи гектаров водной глади", - посетовал глава ФАР.
Среди других позитивных новостей, о которых рассказал журналистам Андрей Крайний, такие.
С начала года российские рыбаки добыли 2 млн. 63 тыс. тонн водных биоресурсов, что на 3,5 тыс. тонн больше улова за аналогичный период прошлого года. Касаясь темы переработки морепродуктов, он сообщил о предстоящем строительстве на Южных Курилах восьми частных рыбоперерабатывающих заводов. Инвестиции составят порядка 5 млрд. рублей.
На Сахалине передадут в долговременную аренду частным компаниям 11 государственных рыборазводных заводов, а освободившиеся в результате средства - 250 млн. рублей - будут направлены на поддержку популяции осетровых в Каспийском море. По словам Крайнего, существует вероятность того, что если к мораторию на вылов осетровых в Каспии, объявленному Россией в 2002 году, присоединятся все прикаспийские государства, то где-то через пять лет там станет возможным возобновление промышленного лова особо ценной рыбы.
На мой достаточно провокационный вопрос: а когда возобновится лов осетровых в Амуре? - глава Росрыболовства ответил неожиданно: "Я считаю, что калугу можно ловить уже сегодня, правда, в ограниченных количествах. По данным науки, рыба в Амуре есть". Однако, на местах не все с этим согласны. Среди противников легального вылова осетровых Андрей Крайний назвал браконьеров, которые и так ловят, что пожелают, но им не нужна конкуренция на водных просторах.
Говоря о перспективах индустриального рыбоводства, Крайний назвал "весьма печальной" ситуацию в этой сфере. Оказывается, по товарному выращиванию рыбы Россия занимает 19-е место в мире с объемом выпуска готовой продукции в 140 тыс. тонн. Для сравнения: лидер рейтинга Китай ежегодно выращивает 42 млн. тонн рыбы, а занимающая вторую строчку Индонезия - 3,7 млн. тонн. В общем, нам есть на кого равняться.
Комментарии
Так и живет страна распродавая недра свои.
Надо как в Китае - попался - расстрел на Красной площади в прямом эфире в прайм тайм - и за месяц все исправится, но когда повязана вся вертикаль - сделать это невозможно...в России..