Тильзитский мир лучше доброй ссоры

Война 1812 года сама по себе поучительна... Но ещё поучительнее то, что ей предшествовало в 1807-1812 годах, - особенно Тильзитский мир, который стоило бы назвать (по аналогии с пактом Молотова-Риббентропа) Тильзитским пактом о ненападении.

В самом деле: о чём, собственно, Наполеон с Александром договорились с глазу на глаз на плоту посреди Немана? Это интересно, если учесть, что проблемы границ как таковой они почти не касались. Россия даже получила небольшое приращение за счет принадлежавшего Австрии Тарнопольского округа - но и только; да и его затем вернула Австрии по доброй воле. Совсем как Белостокский округ - Польше, в 1946-м...

Так вот, договорился тогда французский император с русским царем всего о двух вещах: Россия умывает руки во всём, что касается дел в центральной Европе и франко-английских разборок, но получает взамен свободу рук на севере и на юге Европы.

Явно просматриваются аналогии с всеми проклинаемым «разделом сфер влияния» в 1939 году. «Прочный мир» перед большой войной.

Да, мир заведомо временный, но с похожими геополитическими последствиями. После того, как Наполеон в 1808 году увяз в бесконечной испанской войне, Россия начала в 1809 году войну со Швецией и захватила Финляндию. Этим она отодвинула накануне большой войны границу от Петербурга - во-первых, далеко (аж до норвежских гор), а во-вторых, надолго (более чем на 100 лет).

Сталин мог бы позавидовать простоте тогдашних политических нравов: никто в Европе не возмущался «русской агрессией против Швеции».

Разгром сделал Швецию, где на престоле находился Карл-Бернадотт, весьма осмотрительной, и в 1812 году страна предпочла остаться в стороне от русско-французской войны. Совсем как Япония после Халхин-Гола...

И уж совсем поучительные дела произошли на юге, где Кутузов на Дунае блестящим маневром устроил «Канны» турецкой армии и... выпустил её из окружения на условиях почетной капитуляции. Турки избежали разгрома, а молодой султан Махмуд II сохранил лицо в обмен на подписание в высшей степени выгодного для России мира, по которому к владениям Российской империи прибавилась... Бессарабия, она же «Молдавия» образца 1940 года.

Вполне логично, что в новую войну с Россией султан встревать не захотел.Легко заметить, что Александр I в 1807-1812 годах делал то же самое, что и Сталин в 1939-1941 - укреплял позиции своей страны на северных и южных окраинах, чтобы иметь возможность сосредоточиться на деле главном. И теперь трудно уже сказать: то ли Александр выполнял свою царскую работу лучше Сталина, то ли правители сопредельных с Россией государств оказались глупее короля Карла-Бернадотта и султана Махмуда II...