Депутатские запросы за 50 тысяч долларов сменил лоббизм

Новый, 6-ой созыв Госдумы в ближайшие дни уйдет на каникулы. Народные избранники, подуставшие от тяжелого избирательного года, «итальянских забастовок» и прочих протестов, разъедутся по модным курортам Европы.

Корреспондент pasmi.ru решил исследовать первые полгода работы новой думы на предмет «антикоррупционной составляющей». Всем памятны прошлые созывы ГД, прославившиеся огромным количеством коммерческих депутатских запросов. Еще совсем недавно ни один рейдерский захват, ни одна региональная пиар-кампания не обходилась без этой важной бумаги. Депутатский запрос сам по себе становился полноценным информповодом в конкурентной борьбе за любой актив. И стоил при этом соответственно — от 5 до 50 тысяч долларов. Как изменилась ситуация сейчас и грешат ли коммерческими обращениями депутаты нового созыва парламента? Все подробности в материале корреспондента pasmi.ru.

Продать запрос

По статистике, депутаты Госдумы ежегодно отправляют в различные органы власти свыше 600 запросов. Требование предоставить информацию, провести проверку или дать разъяснение по тому или иному вопросу — вот что такое депутатский запрос. Ответ на него должностные лица обязаны дать в обязательном порядке, в установленный законом срок. Однако, этот полезный во всех отношениях документ может превратиться в настоящее оружие, с помощью которого давят на следствие, продвигают свой бизнес, совершают рейдерские захваты.

«Пальму первенства» среди депутатских запросов, которые спровоцировали масштабные последствия, несколько лет удерживает запрос в Генпрокуратуру депутата Владимира Юдина («Регионы России») с просьбой проверить правомерность приватизации ОАО «Апатит». Именно он стал отправной точкой для знаменитого дела ЮКОСа.

Сегодня существует нелегальная шкала расценок на «письма счастья». Цена вопроса напрямую зависит от того, какой куш на кону — прибыльное предприятие, возможность безнаказанно загрязнять окружающую среду, повышение таможенных пошлин для конкурентов.

Цена запроса

Самыми дорогими негласно считаются запросы в Генпрокуратуру и другие силовые структуры. Обращения в «гражданские» ведомства идут по более низкой цене. Нижняя граница коммерческого запроса находится в районе 1-1,5 тысячи долларов. Но чаще всего депутаты готовы посодействовать не менее, чем за 5 тысяч «американских денег». А вообще стоимость «искренней заинтересованности» народного избранника зависит от нескольких факторов, в том числе — от схемы, по которой предлагается посодействовать в решении вопроса.

Вряд ли все желающие купить запрос смогут сразу напрямую обратиться к самому депутату. Разумеется, в осторожности им не откажешь, поэтому с заказчиком свяжется помощник депутата (в случае чего, он и станет ответственным за махинацию).

Кроме того, и к приближенным статусного лица приблизиться нелегко, поэтому лучше всего найти общего знакомого, посредника, который сведет вас с командой депутата. Сумма делится на всю цепочку. Бывает и так, что до самого народного избранника доходят лишь 10%.

Как удалось выяснить корреспонденту pasmi.ru, в последнее время коммерческий тариф на депутатские запросы значительно снизился. Так, если десять лет назад речь шла о цифрах с пятью, а то и шестью нулями (в долларах), а минимально депутатский запрос можно было купить за 10 тысяч, то теперь цены упали в разы. Неужели заработала антикоррупционная система? Это вряд ли, уверяют эксперты. Просто сейчас запрос стал для народных избранников чуть ли не единственным способом подзаработать, соответственно — увеличилось количество тех, кто предлагает такие услуги. Все по законам рынка.

Проект умер. Да здравствует закон?

Прокомментировать нынешнее положение с «коммерческими» запросами мы попросили директора агентства прикладной и региональной политики Валерия Хомякова. Вот что сказал эксперт:

- И в новом составе Госдумы практика оплаченных депутатских запросов, разумеется, сохранилась. Никуда от этой проблемы не деться! Конечно, далеко не все депутаты такое практикуют, но случаи «коммерческих» запросов и сейчас нередки. У нас нет главного: для того, чтобы пресечь подобную деятельность отдельных депутатов, России нужен закон о лоббизме. Например, в США абсолютно легально действуют специальные лоббистские конторы, которые цивилизованно, на законных основаниях продвигают интересы заинтересованных лиц. Помнится, в нашей стране еще в 90-х годах в Верховном совете пытались принять нечто подобное, но закон не прошел.

Действительно, попытки принять закон предпринимались с 1993 года. А последний проект появился в Госдуме в 2002 году. Но по признанию экс-депутата Александра Чуева, одного из авторов этого проекта, он был заблокирован еще на стадии комитетов. Статус лоббиста в проекте закона был аналогичен статусу адвоката: выплачивая государству налоги, на законном основании специалист решал бы те вопросы, которые сейчас решаются коррупционным путем.

Многие эксперты соглашаются: России необходимо цивилизованное, узаконенное лоббирование. Ведь чем больше четко очерченных рамок, тем меньше шансов у теневиков. Похоже, это начали понимать и наверху: в марте этого года Дмитрий Медведев, еще находясь в должности президента РФ, поручил министерству экономического развития совместно с минюстом и другими заинтересованными ведомствами организовать общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма. Конкретные предложения должны быть подготовлены до 1 декабря этого года.