О больничном беспределе

На модерации Отложенный

По мотивам поста о больничном беспределе

Увидел пост девушки, столкнувшейся с состоянием российской больницы. Оправданий описанному нет никаких, но есть причины. О причинах я расскажу в конце заметки. Увидел я и комментарии к посту. Решил ответить развернуто и автору, и коллегам-комментаторам, и комментаторам не из медицины.

По существу поста возразить, в общем-то, нечего. Российская медицина находится в катастрофическом состоянии. Но я кое-что поясню автору поста по поводу некоторых больничных порядков.

> При этом - посещения запрещены (это ведь инфекционное отделение! Тут ПРАВИЛА)

Дело не в «тут правила», ирония понятна, но неоправданна. Посетитель инфекционной больницы не принесет, а вынесет заразу. Соблюдение хоть чего-то лучше, чем ничего вообще.

В нормальных больницах, кстати, боксы с воздушными шлюзами для передач и кормления. Посетители, даже если их пускают, проходят не в палату, а из-за стекла общаются. Вещи ставят в шлюз. Технология древняя, старше меня.

> Душ - один на этаж и открыт с 7 до 9 и с 17 до 19.

Скорее всего, остальные душевые просто вышли из строя из-за дряхлости.

> Кипятильник - нельзя. Ножи - нельзя.

И это правильно. Много было в больницах пожаров и возгораний из-за кипятильников. Да и просто пробки выбивает в старых зданиях с плохой проводкой, когда кто-то двухкиловаттные чайники врубает или несколько кипятильников одновременно.

Ножи - черт его знает. У нас можно было, а в той больнице, возможно, был больной в психозе или подпитии когда-то, бросился с ножом на соседа по палате, вот и запретили.

Относительно курения - я считаю, что необходим закон, который позволил бы выписывать за нарушение режима даже умирающего, если он посмел закурить, выпить или ширнуться в больнице.

И еще, далеко не всегда виноват главврач. В больницу могут тупо не привозить лекарств и не давать достаточно денег. Помню, как сам покупал ферменты и антибиотики больным, за свои деньги. Но требовать этого от врачей никто не вправе. А главврач может и не виноват быть, но его тупо сольют, чтобы не подставлять вышестоящее руководство или сами знаете какую партию (а чинуши почти все в ней).

Про состояние больниц

Я видел такие больницы в Санкт-Петербурге. В центре города, на канале Грибоедова. Меня до сих пор не покидает ощущение, что больницу кто-то тупо выдавливал из здания в престижном районе.

Однажды знакомая моя сказала, что у ее мамы нога покраснела и болит. Я приехал, увидел рожистое воспаление, уговорил госпитализироваться. Приехали в больницу.

Обшарпанные стены, торчащие провода, неработающие ламочки, рваное белье, потемневшее от многократной стерилизации.

Вот это белье так напугало больную и ее дочь, что даже мои предупреждения о возможных осложнениях не подействовали. Они просто сбежали оттуда прямо у меня на глазах. Больную пришлось лечить амбулаторно, а у меня как раз в тот момент шел цикл по гнойной хирургии.

Видел я подобное и в других больницах. И не один раз.

И другое видел, когда в нормальной, отремонтированной больнице много-много лет наблюдается проектировочный финиш: больных в операционную везут через общие холлы. Причем в этих холлах посетители и без сменной обуви оказываются. Вот построили ее так. Сразу вспомнил гигиену, где нас учили, в том числе, оценивать архитектурные проекты лечебных учреждений и формировать требования к ним.

Почему все так?

Сформулирую следующим образом: если бы у людей, находящихся у власти, была бы потребность изменить положение вещей в российском здравоохранении, они бы это сделали. И сделали бы довольно быстро, ребята они шустрые. Это проект на 20 лет.

В их руках сконцентрированы огромные ресурсы. Вся полнота власти. Законопроекты можно провести через свою фракцию в Думе. Пресловутая «вертикаль» давно выстроена.

Власть делает для граждан что-либо только в двух случаях. Или если у власти действительно люди, для которых служение народу - это потребность. Или если недовольство народа может сколь-нибудь серьезно повлиять на саму власть. Например, если могут не выбрать или сместить.

Наш народ пассивен, апассионарен. Люди забиты. Они боятся дубинок и погон. Общество атомизировано. Когда одного начинают бить, другие тут же разбегаются. Поэтому никаких проблем недовольство даже множества отдельных граждан для элиты и власти не представляет. Любой протест объявляется «несанкционированным» и подавляется силой.

Что касается самой власти, то у нее есть ведомственные больницы и поликлиники, а так же возможность лечиться в лучших клиниках за границей. Или пригласить любое светило сюда.

Таким образом, «проблемы индейцев шерифа не волнуют».

По моему глубокому убеждению, корень проблем здравоохранения лежит за пределами системы здравоохранения. Он уровнем выше. И я не знаю, можно ли что-то сделать, не изменив перед этим кардинально саму власть и то, в чьих руках она находится.

Теперь по поводу некоторых комментариев моих коллег и не только их

Категорически не могу разделить позицию некоторых комментирующих коллег. Целая группа комментариев несет послание вида «жаропонижающих в пасть, и на такси в крупную частную или хозрасчетный отдел любой институтской лор-клиники. Где за те же 2 тыщщи высокомотивированные участники и спасут и кипяточку нальют».

Заставлять больного полоскать горло холодной водой - это конец, на другую букву. Слово «ятрогения» знакомо? Дать стакан кипятка - это не унижение и невеликий труд.

Почему-то там, где я работал, проблем дать кипятка не было. Не так уж и часто за ним обращались.

Хотя были и другие проблемы. Помню, как однажды у пациента началась в палате дыхательная недостаточность. Угостил какой-то чудак на букву М сигареткой. Подхожу к сестре, говорю, что надо срочно кислород дать. В ответ харя советской продавщицы мне: «А чо? Чо так срочно?» Я, клинический ординатор первого года, говорю, что больному плохо, вообще-то. Харя советской продавщицы мне: «А здесь всем плохо». Потом, правда, ничего подобного не повторялось.

Про «кулер и угги»

Другой комментарий: «...из истерики не очевидно, что девушко хотело лечиться. Оно хотело, чтобы ее валенки называли уггами, и чтобы кулер был».

Коллеги! Если вы хотите что-то изменить, нужно, чтобы люди вас слушали. Для этого нужно оставить желание уничижительно высказываться в духе «девушко», «оно», «истерика». Такая манера общаться отталкивает даже тех, кто на нашей стороне.

Желание лечиться очевидно из того, что человек страхует свое здоровье, обратился к врачу, госпитализировался. Про «угги» автор поста написала всего одно предложение, и мне непонятно, почему ему было придано такое значение комментатором.

По поводу кулера - а это, между прочим, нормальное и логичное предложение. Если для сестры в лом налить один стакан кипятка (да, да, у них вечно нет времени), а кипяток больным объективно нужен (ну вот в любой больнице нужен он любому человеку - чай попить, горло прополоскать, запить таблетки), то надо сделать, чтобы кипяток выдавал не человек, а устройство. Такое устройство есть, называется кулер.

Так чему же удивляется эта дама?

Алексей Самошкин в комментариях написал: «Я не понимаю чему удивляется эта дама? В таком состоянии все здравоохранение в России».

Дама удивляется совершенно правильно и закономерно. Ну не лежала она раньше в больницах, а большинство наших сограждан о состоянии здравоохранения знают только то, что по телевизору рассказывают.

Навязанный нам «приоритетный национальный проект», периодически проскальзывающие новости о «повышении» зарплат бюджетникам и т.п. делают свое дело. Говорят, что Геббельсу принадлежит высказывание «ложь, повторенная много раз, становится правдой». Вот этот простейший и древнейший, как проституция, пиар-трюк тут и работает.

Достаточно почитать комментарии к посту автора. Один из комментаторов пишет, что проблемы, мол, не с деньгами, а «нормально у нас медицина финансируется».

Это еще один пиар-трюк. Канализируют энергию недовольства. Ведь если все херово, а народ уверен, что «нормально у нас медицина фиансируется», то виновными выглядят медики. А не те, кто тратит миллионы евро на футболистов-хоккеистов, импортных тренеров, золотые шампуры и прочие олимпиады.

Где таких садисток набирают?

И такой комментарий был по поводу медсестер и санитарок. Отвечу вот что. Не набирают садисток. Берут тех, кто приходит. И идут не только садистки. Идут нормальные девочки, умницы, добрые, с руками. И они просто не выдерживают там, сгорают и уходят. Причем уходят из медицины вообще. Остаются те, кто остаются.

Потому как им и себя надо содержать, и детьми заниматься. Для этого нужно, чтобы зарплата была не 5 тысяч. И обстановка такая, чтобы тварью не стать. Чтобы семья не полетела в тартарары из-за такой работы.

Работа у сестер действительно нелегкая. Я помню свою сестринскую практику на 2 и 3 курсах (будущие врачи ее проходят). Так вот, реально сесть было некогда.

В итоге остаются или совсем патологические альтруисты (насчет патологии не преувеличиваю) или, что в подавляющем большинстве случаев мы видим, люди, которые в силу недостатков личностных, деловых, умственных качеств просто неспособны устроиться где-то еще.

Нищета - это корень всех проблем нашей медицины. Не бывает хороших специалистов без амбиций. Не бывает амбициозных людей без потребностей. Любой человек хочет обеспечить себя и своих детей. И если этой возможности нет, он уходит. Потому, что хороший специалист всегда может найти себя и в другой области. Мозги и руки есть - устроится. Остаются те, кто остаются.

Нищета - это не причина, по которой нормальные люди становятся скотами. Нищета - это причина, по которой нормальные люди вынуждены уходить. Ненормальные просто не могут уйти, качеств не хватит.

Как реагирует общество?

В большинстве случаев реакция такова: «Ну а что, если вам денег дать, вы сразу исправитесь?» Или, что чаще: «А вы что, клятву гиппопотамам не давали?»

Совершенно тупая и ублюдочная манипуляция. И выгодна она сами понимаете кому.

Когда озвучиваешь, что причина в нищете и катастрофическом недофинансировании, отвечают: «Ну вы же знали, куда шли, чего теперь недовольны?» И это так характерно для менталитета жителя постсоветского пространства! Желание, чтобы другой был в дерьме и оставался в нем же.

А тех, кто уходит, вдогонку обыватель поливает, мол, "и не врач был, раз ушел". И еще много всякой фигни про "служение" и "клятву гиппопотамам".

Нищета медицины - не оправдание. Это причина. Главная причина.

Деньги нужны, чтобы не уходили нормальные врачи и медсестры. Деньги нужны, чтобы покупать современную литературу и выписывать ее. Деньги нужны, чтобы ремонтировать здания. Чтобы кулеры ставить, чтобы лекарства покупать.

Если кто в Кремле будет, скажите об этом Медведеву с Путиным. Вдруг они не знают ;-)