Каковы истинные мотивы Google в Китае?
На модерации
Отложенный
Google на этой неделе объявила, что отменяет цензуру результатов поиска на своем сервере в Китае. Компания даже заявила, что может отказаться от работы в этой стране, если будет вынуждена пойти на такой шаг. Многие приветствуют это заявление, однако некоторые немецкие комментаторы усматривают здесь наличие неких скрытых мотивов.
Нечасто прохожие кладут цветы возле штаб-квартиры компании стоимостью во много миллиардов долларов. Однако в среду перед офисом Google в Пекине появилось большое количество букетов, а также записки типа "Спасибо, Google" и "До свидания".
Китайцы проявили такую поддержку в ответ на прозвучавшее на этой неделе заявление компании о том, что она прекращает цензурировать результаты поиска на своем китайском сервере поиска Google.cn - даже если из-за этого ей придется покинуть страну. Такое решение компания приняла в ответ на попытки китайских хакеров вскрыть находящиеся на ее сервере почтовые ящики известных в стране правозащитников. Google также заявляет, что проводились и другие атаки, направленные на взлом компьютеров американских компаний и на кражу корпоративных документов для внутреннего пользования.
"Мы осознаем, что это вполне может привести к закрытию Google.cn, а также наших отделений в Китае", - заявил глава юридической службы Google Дэвид Драммонд (David Drummond).
"Самое глупое решение в их истории"
Драммонд утверждает, что доходы его компании в Китае "несущественны". Тем не менее, Google подвергается определенной критике из-за своей готовности покинуть эту страну, которую многие считают огромным потенциальным рынком для онлайновых компаний.
"Это самое глупое решение в их истории, - заявил шанхайскому информационному Интернет-порталу Eastday.com Тан Цзюнь (Tang Jun), ранее возглавлявший китайское представительство Microsoft, - отказаться от Китая значит отказаться от половины мира".
Однако реакция на такое решение в основном позитивная, что позволило Google несколько восстановить свой престиж, утраченный компанией в 2006 году, когда она запустила свой китайский поисковый сервер, согласившись играть по местным правилам цензуры. "Я пришел сюда, чтобы выразить свое уважение Google, потому что эта компания сохранила достоинство и верность убеждениям", - заявил Associated Press Ю Ливэй (You Liwei), стоя перед пекинской штаб-квартирой Google.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон потребовала от китайского правительства дополнительной информации по поводу проведенной кибератаки. Эту тему также наверняка поднимет министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле во время своего визита в КНР в пятницу и субботу. В связи с его визитом уже возникли споры по поводу того, позволят ли Вестервелле провести в Китае пресс-конференцию или нет.
Немецкие комментаторы в четверг постарались внимательно проанализировать решение Google об отмене цензуры результатов поиска в Китае.
Вот что пишет по этому поводу деловое издание Handelsblatt:
"В угрозе Google прекратить свою коммерческую деятельность в Китае явно прослеживается один определенный мотив. Компания, чья задача заключается в сборе и хранении весьма секретной информации, должна защищать себя от шпионской деятельности со стороны государства, стремящегося играть важную роль в формировании стандартов Интернета следующего поколения. Пекин осуществляет стратегию, цель которой - доказать миру, что авторитарный режим вполне способен выжить в эпоху Интернета.
Но китайцам не хватает профессиональных знаний и квалификации, и поэтому они стремятся получить доступ к защищенным исходным программам и кодам".
"Если присмотреться внимательнее, то угроза Google это вовсе не такой уж мужественный поступок, как может показаться с первого взгляда. Обладая всего 20 процентами рынка поиска и будучи почти невидимой на рынке рекламы, компания вряд ли сильно рискует своими экономическими интересами, уходя из Китая. Но она подает мощный сигнал, в том числе, для правозащитников".
"Китай должен проявлять невозмутимость перед лицом угроз и критики. Руководство страны чувствует себя уверенно, несмотря на требования об укреплении демократии и открытости. Но власти не должны себя обманывать: Интернет играет в Китае важную роль. Народ этой страны не будет вечно вести себя покорно и безропотно. И Пекин должен действовать осторожно, дабы не зайти слишком далеко".
А вот мнение правоцентристской Frankfurter Allgemeine Zeitung:
"Наверняка в Китае есть некоторые функционеры, которых заявление Google застало врасплох - ведь страна привыкла к мысли о том, что может просто не обращать внимания на звучащую из-за рубежа критику. Но похоже, китайское правительство делает ту же самую ошибку, что и многие другие диктатуры: демократии могут какое-то время быть легкими в общении и мягкими партнерами, поскольку они имеют обыкновение не реагировать слишком остро на происходящее. Но не стоит давить на них слишком сильно. Когда в опасности оказываются их основополагающие ценности ... они начинают защищаться".
"Конечно, сейчас настало время проявить решительность и стойкость. Американское правительство резко потребовало от Пекина объяснений в связи с кибератакой. Нет никаких сомнений, что ответ, когда китайцы его дадут, прозвучит в духе "оскорбленной невинности". Однако гораздо интереснее другое: насколько твердо и решительно Google намеревается исполнять свою угрозу? Действительно ли компания с этого времени будет противостоять китайским попыткам цензуры? Или Google просто хочет восстановить свою запятнанную репутацию в мире?"
Левоцентристская Süddeutsche Zeitung оценивает ситуацию так:
"Вполне простительно думать, что Google это целое государство. Решение компании отказаться от государственной цензуры на своем сервере поиска в Китае, а также ее угроза свернуть деятельность в стране напоминает действия государства, разрывающего дипломатические отношения".
"Вторгшись в сферу внешней политики, Google сделала то, чего давно уже требуют консервативные политики и неправительственные организации. Поскольку власть и влияние национальных государств в нашем глобализованном мире уже не столь велики, сегодня экономика призвана вторгаться в запретные зоны геополитики и менять их, когда это не в состоянии сделать политика".
"Власти США активно поддерживают Google в его противостоянии с Китаем. Но как будет проявляться политическая власть компании? Станет ли она индикатором свободы и процветания, подобно компаниям Coca Cola и McDonald's? Или она будет зловещим глобальным игроком, каким некогда являлась United Fruit Company, получавшая дивиденды и выгоды от переворотов, проводившихся некогда в Южной Америке силами ЦРУ?"
Комментарии