О достоинстве Украины и недостоинстве ее «друзей»
На модерации
Отложенный
До первых "постмайданных" выборов президента Украины остается всего ничего, однако, особого ажиотажа, да и какого бы то ни было маломальского интереса к этой теме в российских СМИ не наблюдается. Спокойно ведут себя и журналисты, и эксперты. "Отрабатывают" тему только те, кто совсем уж не может пройти мимо - международники и политологи, традиционно отслеживающие украинскую тематику.
Некоторая усталость и даже связанное с ней раздражение явственно пробиваются и в выступлениях зарубежных ньюсмейкеров, которые "отрабатывают" тему украинских выборов, как любое неизбежное календарное зло.
Небольшое оживление, правда, вызвало появившееся несколько дней назад сообщение об утрате Верховным административным судом Украины гербовой печати, без которой вообще-то и выборы проводить нельзя. Затем выяснилось, что она, может, и не потеряна, а все это провокация, и народ стал с интересом ждать продолжения. Вскоре, правда, сюжет был скомкан: представитель ВАСУ заявил, что выдан дубликат, и все, кто хотел на этом деле порезвиться, могут расслабиться. Так что печать лежит в сейфе, и проблем нет.
Впрочем, предвыборная Украина все-таки просочилась на российский медиапростор двумя любопытными заявлениями людей, которые являются для Украины знаковыми. Своими мыслями с народом поделились бывший польский президент Лех Валенса и бывший российский олигарх Борис Березовский. Оба этих знаменитых человека, принимавшие самое активное участие в судьбоносных для Украины событиях пятилетней давности, давая интервью разным украинским изданиям, как-то на редкость синхронно высказались в адрес Украины и того, что там происходит.
Самым замечательным пассажем из выступления Леха Валенсы можно признать краткую рекомендацию о том, как навести порядок на Украине: "Я вообще считаю, что в Украине, как и в Польше, нужно половину людей закрыть, а половину поставить в качестве охранников. Но кто тогда работать будет?", - благодушно похохатывая, заявил легенда польской революции. А несколькими минутами раньше, вспоминая, как стоял на Майдане, поддерживал Ющенко, избранного "майданной демократией", и уговаривал Януковича не настаивать на победе, сообщил, что тогда уже понимал: "оранжевый президент" не сможет справиться с проблемами Украины. На резонный вопрос корреспондента, "кто же виноват, что сейчас хуже, чем пять лет назад?" Валенса, ни секунды не поколебавшись, ответил: "Народ! Ведь это народ выбрал такого президента".
Практически в унисон сентенциям поляка звучит и заявление, сделанное Борисом Березовским в интервью "Главкому". Достаточно раздражено рассуждая о сложившейся на Украине ситуации, Борис Абрамович заявил: "Есть все-таки какая-то сермяжная правда в том, что народ заслуживает именно той власти, которая у него есть. Видимо, есть какой-то большой дефект внутри самого народа, если он допускает, что в ХХІ веке в центре Европы почти 50 миллионов образованного, хорошего народа поставили себя в ситуацию выбора между уголовником-рецидивистом и авантюристкой".
Даже принимая во внимание свойственную для Березовского эмоциональность в выступлениях и всегда точно рассчитанный момент, когда надо "резать" в глаза журналистам "правду-матку", очевидно, что в этот раз Бориса Абрамовича допекли сильно. Обычно его обличающие высказывания не переходят черту - он выступает против конкретных лиц или, на крайний случай, против конкретных организаций - ФСБ или правительства - но огульно оскорбить целый народ - такого раньше за опальным олигархом не водилось. По крайней мере, в публичной сфере.
Интересно также проследить динамику характеристик, даваемых Борисом Абрамовичем Юлии Тимошенко, неполиткорректно названной "авантюристкой". В 2004-ом, во времена Майдана она была другом и соратником, называла Бориса Абрамовича "Боречкой", а он рассказывал ей, что и как они со всеми делают и будут делать, извиняясь за откровенность (расшифровки телефонных разговоров, очень "кстати" всплывшие в Интернете в 2006 году, фактически были признаны Березовским подлинными. Это было очень вовремя - у Березовского и "майданных" начались финансовые недоразумения).
В июне 2005 года Березовский активно защищает Юлию Владимировну от напавшего на нее Бориса Немцова, бывшего тогда советником президента Ющенко. После парламентских выборов весной 2006 года Тимошенко, по словам Бориса Абрамовича - это "и есть объединенная Украина, объединенная демократическая Украина", и за нее голосовали "реально демократические силы", в отличие от всех остальных кандидатов.
Еще через полгода - в декабре 2006 - Тимошенко становится ни много, ни мало, "самой мощной политической фигурой в Украине". "Тимошенко - лучшая," - восклицает Березовский и заявляет - в который уже раз - о готовности помочь Юлии Владимировне занять подобающее ей место на украинском политическом Олимпе.
И даже еще совсем недавно, уже в преддверии президентских выборов, в июне 2009-го Березовский в интервью "Новой" заявлял о Тимошенко: "Это сильный, волевой политик, который знает, чего хочет добиться, и добивается современными средствами". При этом, по его мнению, идеальный политический лидер, которого ждут украинцы, должен "обладать определенной комбинацией качеств: быть идейным, как Ющенко, волевым, как Тимошенко".... Что же произошло за эти полгода? Откуда такое раздражение и такая перемена в определениях - "авантюристка", которую выбирает "дефективный" народ? Вместо живого воплощения "демократической Украины" и "реально демократических сил", которые за нее голосуют?
Украина, вдоволь нахлебавшаяся последствий майданных выборов, в очередной раз стоит перед моментом истины, который может, если не изменить, то хотя бы немного улучшить жизнь в этой стране. Пожелаем украинцам успеха - если столь рьяные сторонники "оранжевой демократии" накануне голосования в один голос называют их "дефективными", может все не так уж плохо...
Комментарии