Чемпионат Европы: первые итоги

Когда начинаются такие чемпионаты, как первенство Европы или мира, ты задаёшься вопросом: а как же ты жил раньше без этого праздника? Когда турнир заканчивается, подкрадывается другой вопрос: а как же теперь возвращаться в жизнь без футбола? Точнее, так: без Футбола.

Не бывает турнира с заранее расписанными фаворитами, результатами. Всегда удивляют те, на кого вроде бы никто не ставил. Всегда находятся те, кто считает чьё-либо чемпионство нелогичным и неоправданным. Но никто не говорит: глаза б мои этот чемпионат не видели, не буду, мол, в следующий раз смотреть. Нет, мы ждём следующего раза, ждём и страшно хотим видеть эту Игру снова и снова.

Когда тебе удаётся побывать на этом турнире, ты начинаешь жить внутри этого большого праздника. На задний план уходит вся аналитика, тебе просто хочется болеть за наших, переживать и верить. Иногда вопреки всякой логике, вопреки здравому смыслу, но всё равно - верить и по-хорошему болеть.

Потом, когда всё заканчивается, наступает отрезвление. Ты понимаешь, что чуда в очередной раз не случилось. Начинает работать голова. И ты начинаешь не с упоением вспоминать удавшиеся твоей команде эпизоды, а думать, как же выбраться из той ямы, в которой российский футбол находится уже давным-давно.

Я сейчас закачиваю книгу «Антигерои российского футбола», которая будет посвящена не столько чемпионату Европы (хотя и о нём поговорить тоже, конечно, не помешает), сколько проблемам, которые окружают наш футбол. Очень хотелось бы и про российский футбол писать сплошь с больших букв. Но не получается пока. Не выходит. Потому что автор привык всегда говорить только правду. Из-за этого иногда появляются проблемы, но если не можешь писать по-другому, то нет вообще смысла браться за книгу.

Переваливший сейчас за экватор чемпионат Европы потрясающ по организации. И если со стороны принимающих сторон - Польши или Украины - ещё можно узреть при огромном желании некие «косяки», то всё, что происходит со стороны УЕФА, просто безупречно. «Охи» и «ахи» оставлю сразу же за скобками: привыкшие работать «на объём» газетные журналисты скормили читателю огромное количество фактов. Из положительных впечатлений - конечно, стадионы.

В который раз удивляюсь не грамотно подсчитанному количеству туалетов на душу стадионного населения, даже не рационально и в необходимом объёме выстроенному прямо на трибунах определённому числу буфетов и ресторанов, не удобным мягким креслам с откидными сидениями, которые теперь не только vip-сектора украшают - нет, удивляюсь, как проектировщики умудряются организовать пролёты лестничных маршей таким образом, что стадион может опустеть в пять минут. И при этом не будет столь привычной нам толчеи, очереди на выход и уж тем более полицейских «коридоров безопасности». Когда закончился матч открытия, матч Польша - Греция, я вышел в эфир «Радио Спорт» с послематчевым комментарием, ответил на звонок с других радиостанций, которым заранее обещал краткий анализ «по горячим следам», и отправился на выход. Мелькнула мысль: стоит ли торопиться, если после финального свистка минуло всего-то минут семь-восемь? Наверняка, внизу будет традиционная толчея и мне ещё придётся потолкаться перед тем, как доберусь до стоянки. Но вот тут-то мне и пришлось по-настоящему удивиться: можно было спокойно пройти в любую сторону - хоть до парковки, хоть до железнодорожной станции, хоть до моста, который ведёт в центр города. Электронное табло над стадионом заботливо рисовало все варианты для любого из маршрутов.

Думаю, что любой человек, хоть раз посещавший российские стадионы, в такой вариант просто не способен поверить. Но это именно так. 55-тысячник моментально опустел. Болельщики спокойно разошлись: кто в бары, кто в фан-зону в центре города, кто просто побродить по городу, окрашенному сплошь в красно-белые - не спартаковские, а польские - тона.

Да, спустя четыре дня именно здесь, в Варшаве, неподалёку от стадиона, случатся столкновения болельщиков. Но это уже совсем другая история. И сколько бы ни говорили о разных причинах и предпосылках этих столкновений, для меня очевидно одно: спровоцировал эти столкновения именно так называемый «Русский марш». Я ничего не имею против шествий болельщиков, они время от времени происходят в разных городах и странах. Но почему русский марш - в Варшаве? Те, кто замышлял эту акцию, не в курсе, как здесь на это могут отреагировать? Причём, отреагировать без вариантов.

У нас, дескать, в стране в этот день отмечается День независимости, переименованный, правда, в последние годы в праздник с не очень понятным содержанием - День России. Но какое отношение к этому имеет Польша? Как бы вы отнеслись, например, к немецкому маршу по улицам Москвы во время чемпионата мира-2018? При этом болельщики с немецкими флагами кричали бы непотребные кричалки и несли на плакатах лозунги с текстами, которые в публичном пространстве воспроизводить просто невозможно?

Польской полиции, кстати, на улицах было много. Ещё в день открытия чемпионата, когда были для движения личного транспорта перекрыты все центральные улицы (от центра до стадиона, вокруг стадиона и вокруг фан-зон), я обратил внимание на изрядное количество полицейских на улицах. В тот момент они были заняты регулированием уличного движения (дороги были открыты для пешеходов, растянувшихся практически по всей проезжей части) и проверяли пропуска у автобусов и трамваев. Последнее выглядело особенно курьёзно: как будто у трамвая, следующего по рельсам по конкретному маршруту, возможны какие-то варианты.

Можно спорить, готова или нет оказалась к такому повороту событий, что случились в день матча Польша - Россия, польская полиция. Наш ОМОН - в этом у меня нет никаких сомнений - действовал бы куда жёстче. Не говорю, что это всегда оправданно, но действовал бы точно жёстче. «Упаковал» бы всех без разбора.

Я не пытаюсь представить польских болельщиков белыми и пушистыми. Они уже давно головная боль и для местных правоохранителей, и для организаторов футбольных матчей всех тех стран, куда польские клубы или сборная выезжают. Ясно, что и здесь из двух с лишним сотен задержанных, только 25 были россиянами, все остальные - местными. Но всё это не отменяет и другого факта: российские болельщики при полном попустительстве - а чаще и заигрывании с ними со стороны наших футбольных властей - давно стали такой же проблемой для любой принимающей стороны. И с этим надо что-то делать.

Мы немало потешались во время долгого (а порой хочется сказать - бессмысленно-долгого) полуторалетнего чемпионата страны над иными решениями российского футбольного руководства, которое упражнялось в введении разного рода условных наказаний. То условную дисквалификацию стадиона в виде матча без зрителей, то ещё что-то придумают. Мы в эфире «Радио Спорт» так просто уже камня на камне от подобных инициатив не оставили: слушатели предлагали и понятие «условный болельщик» ввести, и «условный судья» (который вроде со свистком, но судит по своим правилам), и даже «условный РФС» (вроде собирается на заседания, но реально футболом не руководит).

Но словечко «условно» вдруг прилетело во время чемпионата откуда мало кто ожидал - со стороны дисциплинарных органов УЕФА. Эта неподконтрольная высшим чинам УЕФА организация моментально открывала дисциплинарные дела и быстро озвучивала решения. Уже этим она задала высший стандарт для любых крючкотворцев из наших КДК и им подобных отделов и комиссий.

Нас наказали шестью очками (условно, то есть они - в случае рецидива - станут уже реальными) и финансовым штрафом.

Началось всё с брошенного с трибун файера во время матча Россия - Чехия. В России это дело привычное, никто никого не ловит. Про наказания в адрес конкретных хулиганов я что-то не слышал. Здесь же сразу открыли соответствующее дисциплинарное дело. Но «минус шестью очками» Россию наказали не за файер. Те, кто так рассуждает, просто настойчиво подменяет факты, тасует, словно краплёные карты в видавшей виды колоде. Стюард (а их на трибунах очень много, что уже само по себе радует глаз - всё-таки стюарды не полицейские) моментально отреагировал и отправил псевдоболельщика на выход. Несколько человек кинулись «отбивать» хулигана и отбили, нанеся по стюарду немало болезненных ударов.

В принципе, и это ещё не стало поводом для наказания российской стороны, хотя это уже не лезло ни в какие ворота. Дальше всё развивалось по традиционным законам блеяния в микрофон, когда одни чинуши произносят набор нелепостей и словоблудия, другие - рангом пожиже - рычат что-нибудь ура-патриотическое. Глава РФС Сергей Фурсенко произнёс что-то невразумительное про то, что мы уже вычислили этого болельщика, что это не настоящий болельщик, а псевдоболельщик, что сейчас он уже находится на территории Болгарии, что опасается выехать из Евросоюза, потому что его сразу задержат...

Всё это очень напоминало прошлогодние рассказы после двух банановых историй - тогда власти тоже обещали очень быстро назвать имя человека, рассказать, кто он и чем занимается. И все эти разговоры так и остались «пшиком». Но то, что вполне «прокатывает» у нас - все послушают, повозмущаются, да и проглотят в итоге, в Европе не принимается на корню. К тому же где человека в итоге «взяли»? В Болгарии? В стогу сена? На границе? Его взяли прямо на следующем матче! В Варшаве! На игре Польша - Россия! Безнаказанность, точнее - привычка к безнаказанности... Можно сделать подлость, гадость, а потом вернуться, зная, что тебе ничего никогда за это не будет.

Меня удивило огромное количество звонивших ко мне в эфир людей с рассказами о том, что, мол, в этом вопросе тоже польская сторона виновата, что при входе на стадион никого не обыскивали, никого три строя солдат не прощупывали и т.п. Не оказались ли мы с вами уже в какой-то искривлённой реальности? У нас прощупывают будь здоров как, но только стадионы всё равно все в дыму от файеров и дымовых шашек. Иногда минут по десять игроки ждут возможности возобновить матч. А хоккейную игру так и вовсе один раз просто отменили. Между тем реально на ситуацию влияет не бессмысленная профилактическая работа (если прощупывание вообще можно отнести к таковой), а неотвратимость наказания. Не декларируемая его суровость, а именно неотвратимость. Осознание того, что тебя в любом случае вычислят и поймают (не важно - при помощи видеокамер, при помощи стюардов или как-то ещё), влияет на тебя куда сильнее, чем исключительно виртуальные сроки или штрафы. Увы, восточный край Европы, над которым многие у нас посмеиваются и иронизируют, оказался в этом вопросе куда более цивилизованный и продвинутый, чем кичащиеся непонятно чем и захлёбывающиеся в нелепом самоупоении мы.

Но и это только часть истории. Руководитель непонятно кого представляющей организации под горделивым именем «Всероссийское объединение болельщиков» Александр Шпрыгин, который в любой другой стране уже давно и уверенно сидел бы (в том числе - за спекуляцию билетами) произнёс позорнейшую тираду о том, что мы никогда, дескать, не должны бросать «своих» в беде, что отбить - пусть и хулигана, но своего - что у стюарда, что у полицейского - это святая задача каждого, и ещё много подобного бреда.

И вот тут-то не Шпрыгину отвечать. К такому человеку уже никакая измазывающая субстанция уже не прилипнет. Весь с ног до головы обделанным оказался уже сам Фурсенко. Ведь это руководство Российского футбольного союза выкручивало несколько месяцев руки УЕФА, объясняя, что у нас нельзя пускать в открытую продажу все билеты, полученные по российской квоте. Это за рубежом можно устраивать такую демократическую вакханалию - у нас должны быть исключительно свои каналы распределения. Точнее, каналы среди «своих». В итоге треть всех билетов просто без разговоров досталась так называемой «футбольной семье» (в Англии общественность билась в истерике оттого, что местная футбольная семья оказалась такой гигантской - по семьсот с лишним билетов на каждый матч; у нас же это число сразу оказалось втрое выше), но в открытую продажу (через жребий на сайте) поступили не оставшиеся две трети, а только треть. Ещё треть пошла этом самому ВОБу.

И человек, который ВОБом руководит, произносит такие слова! Мягко говоря, неполиткорректные. Ну, бросился бы Фурсенко посыпать голову пеплом, извиняться, что бес попутал, что не с теми болельщиками связались - так ведь нет, оставил Шпрыгина на должности в качестве члена исполкома РФС.

Получается, УЕФА, если подумать, так вообще доброе дело нам сделал: не можете сами справиться с такими руководителями - поможем вам извне, поможем сами. И если отбросить уязвлённое самолюбие, только спасибо надо сказать. Да, неприятно быть теперь на «крючке» и рисковать условными шестью очками аж до 2016 года. Но наверное, иначе не получается. Хотя вот тут я соглашусь со своим коллегой - обозревателем «Спорт-экспресса» Евгением Дзичковским, который в моём эфире искренне посетовал, что шести очков - не условных, а реальных - нас не лишили сразу же, уже во время групповой стадии чемпионата Европы. Да, мы тогда бы не вышли из группы, да, мы сетовали бы и кричали на каждом углу про антрироссийский заговор, но потом, спустя время, остыв, засучили бы рукава и начали бы что-то делать.

Ведь смогли же решить при помощи европейских футбольных органов когда-то нерешаемую проблему английских футбольных хулиганов. Ведь даже правительство «железной леди» Маргарет Тэтчер не могло разрулить эту ситуацию. А тут в УЕФА взяли и запретили их клубам на целых пять лет участвовать в международных соревнованиях. Пострадали все: и клубы, лишившиеся премиальных денег, и футболисты, невольно замкнувшиеся у себя на островах, и много кто ещё. Но именно это в итоге и подтолкнуло британцев решать проблему - закрывать выезд из страны попадавшимся на бесчинствах фанатов, элементарно вводить запреты даже на посещение местных стадионов. В итоге все вроде бы поначалу пострадавшие оказались в выигрыше. Английские фаны уже давно перестали быть головной болью для полицейских разных стран. Вспомните, сколько шума у нас было накануне приезда в Лужники на финал Лиги чемпионов в 2008-м команд «Челси» и «Манчестер Юнайтед»? Но в итоге - ни одного столкновения, ни одной потасовки, ровным счётом - ни-че-го.

Пока наши футбольные власти будут блеять в микрофон, ситуация с мёртвой точки не сдвинется. И обвинять в заговоре УЕФА бессмысленно. Доктор тоже тебе иногда делает больно. Но не потому что он объединился с силами природы в заговоре против тебя, а потому что он в итоге хочет оказать тебе помощь. Есть больной орган - надо его лечить. Невозможно лечить - надо отрезать. Больше никак. А потом, когда заживёт, мы ведь идём к этому доктору с цветами и конвертиком. Потому что всё-таки понимаем, что это не садист со скальпелем, а человек, который нам помог. Так и здесь: мы должны не сравнительно-сопоставительными инсинуациями заниматься (а накажут ли так же немецкий и португальский футбольный союзы, ведь их болельщики тоже кидали посторонние предметы на поле; так же суров будет УЕФА к хорватам, которые умудрились задымить поле ещё серьёзней, чем наши и т.п.), а просто сказать спасибо. Можно даже без конвертика.