Очередной саммит Россия-ЕС не принес конкретных результатов

В Санкт-Петербурге накануне завершился саммит Россия-ЕС, который, как и все последние подобные встречи, не принес никаких конкретных результатов. Саммиты Россия-ЕС превратились по сути в площадку для обмена мнениями. По итогам таких встреч политики делают много обнадеживающих заявлений о движении вперед, однако конкретных результатов пока не заметно. Не стал исключением и нынешний саммит.

В последние годы вопрос об отмене визового режима оказался центральным в диалоге России и Евросоюза, остальные темы отошли на второй план. Стороны, конечно, не забывают об энергетике и разработке нового соглашения о стратегическом партнерстве, однако эти темы обсуждаются вскользь.

Что касается визового вопроса, то еще накануне встречи в Кремле дали понять, что никакого прогресса ожидать не стоит. "Безусловным пунктом переговоров станет вопрос о переходе к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и государств-членов ЕС. Как известно, стороны приступили к практической реализации ранее согласованных "Совместных шагов". Отмена виз станет мощным импульсом для дальнейшего сближения России и ЕС, послужит расширению нашего взаимовыгодного многопрофильного диалога", – заявил накануне саммита помощник президента РФ Юрий Ушаков, оговорившись, что в этом вопросе "вряд ли стоит рассчитывать, что что-то позитивное произойдет в эти дни".

Так или иначе, тема облегчения визового режима прозвучала на саммите достаточно остро. Открытая форум, Владимир Путин рассказал о ситуации, которая произошла с журналистами президентского пула в прошлую пятницу, когда в ходе визита главы государства в Берлин и Париж представителям российских СМИ были выданы визы лишь на 24 часа, в результате чего возникла непростая ситуация. "Поскольку мы вышли на пресс-конференцию достаточно поздно, у них уже была угроза того, что виза закончится. И что, нужно было встать и уехать?", – спросил Путин, обращаясь к руководству Европейского союза. При этом он подчеркнул, что подлинное партнерство между Россией и ЕС "невозможно, когда существуют визовые барьеры на пути контактов между гражданами".

Со стороны руководства Евросоюза в этом вопросе ничего нового не прозвучало. Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу отметил, что Евросоюз и Россия делают общие шаги к безвизовому режиму и намерены достичь практических результатов в ближайшее время. "Мы хотим сделать общие шаги к безвизовому режиму, и прогресс был достигнут во время переговоров между Россией и ЕС. Это соглашение будет доведено до финальной стадии в ближайшее время", – добавил он, отметив при этом, что окончательное решение зависит "от политической воли всех 27 стран-участниц, а также и от некоторых технических вопросов".

Фактически Баррозу признал, что помимо решения чисто технических вопросов, остаются также и политические преграды, так как известно, что в Европе есть страны, которые противятся облегчению визового режима.

Уже по завершении саммита министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что наша страна выступает против политизации вопроса о переходе на безвизовый режим с Евросоюзом: "Внутри ЕС есть группа стран, – в основном это те, кто вступил недавно, – которые настаивают на политизации этого процесса и говорят, что чтобы там русские ни делали в плане выполнения совместного перечня шагов, их нельзя пускать в безвизовый режим раньше, чем Грузию, Молдавию, Украину. Но серьезные ребята в ЕС говорят – нет, давайте все-таки опираться на реальности, если по существу эти шаги будут предприняты, тогда нужно избегать собственных политических увязок".

Серьезных подвижек не произошло и в плане подготовки нового договора о сотрудничестве, который стороны не могут согласовать уже не первый год. Россия и ЕС в очередной раз лишь указали на необходимость скорейшей подготовки такого договора. "Наилучшая основа тесного сотрудничества – это амбициозный, всеобъемлющий новый договор, который будет включать торговлю и инвестиции. В этом контексте мы ожидаем ратификации российского вступления в ВТО", – заявил председатель Совета Европы Херман ван Ромпей. "ЕС желает видеть Россию партнером в деле модернизации, и поэтому я считаю дальнейшее развитие партнерства в целях модернизации одним из приоритетов наших отношений", – добавил он.

Кроме того, в ходе саммита Путина попросили дать оценку ситуации в российской экономике, где из-за снижения цен на нефть обрушился курс рубля. Президент поспешил заверить, что ничего страшного не происходит, просто сокращается число доходов, поступающих в резервные фонды.

"Мы в этом году изначально считали доходную часть бюджета из расчета 100 долларов за баррель, а потом пересмотрели в сторону повышения – 115 за баррель. Но все, что свыше 100, мы направляем в резервные фонды. Если будет меньше 115, у нас просто будет меньше доходов в резервные фонды, вот и все. В любом случае мы не ждем здесь серьезных потрясений и в состоянии реагировать на любое развитие событий", – сказал Путин. С учетом того, что сегодня нефть стоит меньше 100 долларов за баррель, такие обнадеживающие и оптимистичные заверения выглядят не слишком убедительно.

Прошедший саммит показал, что нынешний характер и уровень отношений в целом устраивает как Москву, так и Брюссель. Россия и ЕС готовы идти на встречу друг другу, но очень неторопливо и размеренно.