Экспорт оружия и воровство в лихие девяностые
Аналитики давно заметили, что все правящие группировки в России очень неравнодушно относятся к торговле оружием: придя к власти, каждая клика в первую очередь захватывает в свои руки экспорт вооружений. Конечно, это довольно жирный кусок - несколько миллиардов долларов в год на дороге не валяются - но дело не только в этом. Экспорт нефти занятие еще более прибыльное, но там почти все давно приватизировано - и надо прежде силой отбирать этот бизнес у олигархов, а на это нужно много времени и сил… А торговля оружием до сих пор остается государственной монополией и здесь таких сложностей нет: одним указом президента России можно прибрать к рукам всю военную промышленность - она вся держится только на экспорте.
Еще одно важное преимущество у экспорта оружия - это полная секретность всех торговых сделок. Тут для чекистов открываются такие безграничные возможности для воровства, каких нет нигде! И все эти возможности используются на полную катушку - мы не будем сейчас приводить примеры, поскольку ими и так забит весь Интернет. О воровстве в этом чекистском бизнесе уже давно просто легенды ходят!
В августе 1993 года, общий надзор над ВПК был доверен вице-премьеру Сосковцу из коржаковского клана. Но самое главное в торговле оружием, это не кто его продает - а через какие банки прокручивается выручка! В умелых руках цепочка банков может разворовать любую сумму - и до госказны вообще ничего не дойдет… Поэтому между мафиозными группировками всегда была борьба - чьи банки получат обслуживание счетов "Росвооружения".
Президентским указом от 30 декабря 1993 года был утвержден список из 9 таких уполномоченных банков. Только несколько из них активно использовались в торговле оружием при генерале Самойлове - но явного фаворита среди них вроде бы не было. Основная борьба за финансовые потоки Росвооружения шла тогда с переменным успехом между Инкомбанком, МЕНАТЕПом и Московским Национальным банком. Инкомбанк Виноградова аналитики тогда считали чуть ли не любимым банком генерала Коржакова, Моснацбанк Егиазаряна тоже входил в коржаковский клан - и только МЕНАТЕП был из московского клана.
Весь экспорт оружия в июле 1994 года целиком попал тогда в руки команды бывших офицеров ГРУ во главе с генералом Котелкиным - из Отдела "В" СБП Коржакова (почему-то начальник этого Отдела В.Антипов на первые роли тогда не попал). Сам Александр Котелкин был назначен гендиректором Росвооружения, его соратник Борис Кузык стал помощником президента Ельцина по военно-техническому сотрудничеству (была специально учреждена такая должность) - а другой деятель из этой же команды, Сергей Свешников, возглавил Госкомитет по военно-технической политике, который выдавал лицензии и разрешения на экспорт оружия. Всего в этой команде бывших грушников из СБП было тогда 19 человек - и все они оказались на руководящих постах в различных структурах по экспорту оружия. Эта дружная команда еще раньше руководила экспортом оружия в рамках МВЭС - но потом в конце 1993 года было создано Росвооружение и у этого министерства отобрали торговлю оружием. Всех этих грушников из МВЭС тогда уволили - и они тогда перебрались под крыло к Коржакову… А теперь они опять получили весь экспорт оружия в свое полное распоряжение!
Генерал Александр Иванович КОТЕЛКИН был очень красочной фигурой. "Наш Геринг" - так его ласково называли сотрудники Росвооружения. Судя по всему, генерал Котелкин вполне сознательно копировал во всем этот свой любимый исторический персонаж: сшил себе такой же невероятный белый мундир, обожал всякую роскошь и т.п. Еще Герман Геринг прославился своим тотальным воровством и разными извращениями…
Но генерал Котелкин, видимо, просто не знал, что на самом деле рейхсмаршал Геринг не был гомосексуалистом (некоторые журналисты когда-то превратно истолковали то обстоятельство, что Геринг был верным мужем и не увлекался своими секретаршами, как прочие нацистские бонзы). А вот Котелкин и Кузык имеют в СМИ очень прочную репутацию именно по этой части - они даже судились со своими "клеветниками"…
Это, конечно, не наше дело, заниматься вопросами морали и секса - у этой книги немного другая тема. Но тут есть одна тонкость: Александр Котелкин был офицером ГРУ - и известно, что он был пойман на таких делах в резиденции нашей военной разведки в Нью-Йорке. В Сети есть даже фамилия его "партнера" - другого офицера ГРУ (он тоже потом оказался на мелком руководящем посту в котелкинской команде торговцев оружием). В советское время за такие художества самое мягкое наказание во внешней разведке была немедленная отправка на Родину - и потом пожизненная служба где-нибудь на Крайнем Севере… Это делалось не только из-за установок советской морали - примерно так же тогда поступали все разведки мира: такие "извращенцы" всегда были идеальным объектом для вербовки вражескими спецслужбами - поэтому обычно их изгоняли.
И если Александр Котелкин после такого скандала попал не в дальний гарнизон в Заполярье, а стал генералом и красовался в Москве в своем белоснежном мундире с кортиком - то отсюда можно сделать определенные выводы: он все же был тогда в Нью-Йорке завербован, только не американцами, а нашей чекистской мафией…
Теперь о финансовой политике Росвооружения при генерале Котелкине: больше здесь никакого разнобоя и "плюрализма" не было - все основные счета перешли в ОНЭКСИМ-банк и там оставались все время, пока генерала Котелкина не уволили (в августе 1997 года).
Именно этот банк олигарха Потанина стал тогда фактически главным банком коржаковского клана - в ОНЭКСИМ-банке и в связанных с ним структурах прокручивались (и незаметно испарялись!) миллиарды долларов выручки за экспорт оружия.
Для разворовывания этих государственных денег ОНЭКСИМ в основном использовал свой дочерний банк Интерфининвест. А всю схему отмывания украденных бюджетных денег наладили два бывших офицера ГРУ из котелкинской команды - они были учредителями банка Интерфининвест. Это подполковник Рустам Чуряков и майор Сергей Мищенко из аппарата Бориса Кузыка (помощника президента Ельцина).
Но деньги Росвооружения были слишком жирным куском, чтобы враги генерала Коржакова могли спокойно наблюдать, как такие мощные "финансовые потоки" текут в одном направлении! Поэтому осенью 1995 года была устроена аудиторская проверка банка Интерфининвест. Были выявлены многочисленные финансовые нарушения - но генерал Коржаков тогда еще был в полной силе, поэтому никто из участников этой аферы не пострадал.
Все знают о том, какая великая дружба была у олигарха Потанина с Чубайсом - и что именно благодаря этому взаимовыгодному сотрудничеству Потанин в конце 1995 года выиграл два крупных "залоговых аукциона" и стал миллиардером. Но гораздо меньше известно о дружбе Потанина и его ОНЭКСИМ-банка с военной разведкой ГРУ… В Интернете есть сведения, что когда в мае 1997 года в Израиле праздновал свой день рождения олигарх Михаил Прохоров, самый главный соратник Потанина - то там собрались все его друзья: Потанин, Котелкин и Кузык…
Потанин в те годы стремился прибрать в свои руки все самые прибыльные отрасли военной промышленности - и в первую очередь авиастроительное производство. В конце 1995 года он захотел, помимо прочего, приватизировать заодно и крупную фирму ОКБ "Сухого" - тогда предполагалось продать 51 % акций всего за 12 миллионов долларов (примерно половина цены одного современного истребителя!).
Но в Кремле не всем понравилось, что Потанин хочет все загрести себе - поэтому в ноябре 1995 года ОКБ "Сухого" было снято с "аукциона".
Потанин не случайно заинтересовался тогда этой фирмой: только три страны в мире сейчас способны производить современные истребители - США, Франция и Россия. И достаточно много стран, желающих приобрести такую военную технику - поэтому торговля этими самолетами очень прибыльный бизнес. Половину доходов от экспорта оружия из России сейчас дает именно авиация…
К слову сказать, сейчас один из главных наших торговых партнеров по части вооружений - это Китай (наряду с Индией). Китайцы охотно покупают многие виды российского оружия и в громадных объемах - на радость нашей чекистской мафии! Другие страны как-то опасаются так вооружать Народно-Освободительную Армию Китая - а наши правители ничего не боятся: лично им в любом случае изучать на политзанятиях идеи председателя Мао Цзедуна не придется. Сбегут на Запад, куда они давно перекачали все деньги из России…
А несчастной Индии просто приходится не отставать от Китая в этой гонке вооружений - и в ответ на каждый купленный китайцами в России самолет или эсминец покупать точно такие же образцы военной техники (сделанные на тех же российских заводах!).
Наши журналисты почему-то мало обращают внимание на эту темную сторону экспорта российского оружия - для них это всего лишь какие-то железяки, которых надо продавать за рубеж побольше и подороже, раз есть покупатели… Картина получается не слишком веселая: ради обогащения очень немногих лиц Кремль сейчас усиленно вооружает самую крупную тоталитарную державу в мире. Притом Индия хоть прикрыта от Китая высоченными Гималаями - а у нас громадная госграница на юге Сибири тянется на тысячи километров и практически ничем не защищена.
Вернемся к Потанину: он все же вскоре загреб в свои руки авиазаводы, производящие самолеты "Су" - то есть чуть ли не половину всей военной авиастроительной промышленности России. Причем прекрасно обошелся без всякой приватизации! Для начала в августе 1996 года (уже после свержения генерала Коржакова) по инициативе Потанина был создан государственный концерн АВПК "Сухой". И во главе этой фирмы был назначен Алексей Федоров, который был тесно связан с ОНЭКСИМ-банком. Потанин в данном случае воспользовался полезным опытом Березовского: зачем тратить хоть какие-то деньги и приватизировать предприятие - если можно поставить там директором своего человека и "приватизировать прибыль"!
Автор: Олег Греченевский, фрагмент из книги "Истоки нашего демократического режима"
Комментарии
Автор обвиняет режим, но в статье нет "выводов и предложений". А предложения у нас два:
1) Либеральное - чтобы не было мздоимцев надо все ... приватизировать. И то, что чиновник крал у государства - станет его, собственное.
2) Все несправедлио украденное вернуть, или хотя бы обложить налогом - вотэто будет справедливо"
Затронута масса направлений, тем, но ни одна из них даже и не пытается раскрываться.
Особенно сомнительны апелляции к "чекистскому бизнесу". Ибо, на фоне многократного повторения аббревиатуры "ГРУ" и разного рода банков, единственная чекистская (если эту должность можно так назвать) фамилия - Коржаков, и достаточно спонтанная догадка о вербовке ими Котелкина, не вполне убеждают, что это - чекистский бизнес.
Для того, чтобы оправдать использование этого термина, нужно было бы более конкретно показать - где и в чём, здесь, конкретно, проявляется "чекистская рука".
3- Вам, автор...