Медицинский каннибализм

На модерации Отложенный

Недавно южнокорейские таможенники задержали груз из Китая с 17 тыс. чудодейственных таблеток, которые лечат все болезни. Когда выяснилось, что они наполнены измельченными в порошок высушенными телами мертворожденных младенцев и эмбрионов, поднялся страшный скандал.

В Европе фармацевтов, изготавливающих чудо-таблетки из трупов, пока, к счастью, не задерживали. Хотя в Старом Свете тоже хватает упырей – довольно регулярно в разных европейских странах появляются сообщения о задержании людоедов, вполне нормальных с виду людей, которые едят человеческое мясо.

Достаточно вспомнить громкий процесс над немцем Армином Майвесом, который заманил к себе домой человека, убил его и съел. «У нас полно каннибалов», – заявил он перед судом и добавил, что получил десятки откликов на объявление о том, что ищет человека, который хочет, чтобы его съели.

Подобные новости вызывают страх и отвращение. Для XXI века это, казалось бы, вполне естественные чувства, но еще какие-то сто лет назад к людоедству относились иначе.

Клин клином вышибают

Известно, что европейцы «баловались» каннибализмом вплоть до начала… XX века, а в XIX веке не видели в нем ничего зазорного и не испытывали особого отвращения от человеческого мяса, потому что мумии и части трупов широко применялись в медицине тех времен.

Луиза Ноубл, специалист по английской литературе из университета Новой Англии, Австралия, заинтересовалась этим вопросом после того, как прочитала последние строки стихотворения «Алхимия любви», принадлежащего перу английского поэта Джона Донна (1572-1631):

«Нет, знавший женщин скажет без раздумий:

И лучшие из них мертвее мумий» (перевод Г.М. Кружкова).

Луизе показалось странным упоминание слова «мумия». Однако вскоре она выяснила, что упоминания о мумиях и мертвых телах повсеместно встречаются в литературных произведениях XVI-XVII веков, начиная от «Алхимии любви» Донна и кончая шекспировским «Отелло». Результатом исследований Луизы Ноубл стала недавно вышедшая книга «Медицинский каннибализм в ранней современной английской литературе и культуре», в которой утверждается, что многие европейцы, начиная от простолюдинов и заканчивая сановными вельможами и королями, лечили все болезни при помощи добавок и микстур, сделанных на основе человеческих костей, жира и крови.

В те не такие уж и далекие времена не спрашивали: «Отведаете человечинки?», а интересовались напрямик: «Какую часть вам подать?»

В основе медицинского каннибализма широко распространенная теория, утверждавшая, что для того, чтобы вылечить болезнь в каком-нибудь органе или части тела, их – этот орган или часть тела – необходимо съесть. Поэтому головные боли лечили порошком из истолченного черепа, а кровь чистили чьей-то кровью.

С выводами Луизы Ноубл о том, что все европейцы в совсем недалеком прошлом были людоедами, соглашается англичанин Ричард Саггс из университета Дарема, автор книги – «Мумии, каннибалы и вампиры: История трупной медицины от Ренессанса до викторианских времен», прослеживающей историю каннибализма в Европе.

Томас Уиллис (1621-1675), выдающийся английский врач, анатом и физиолог, участник первой документированной реанимации и один из создателей Лондонского Королевского научного общества, лечил инсульты микстурой из порошка истолченного черепа и шоколада.

Можно вспомнить и один из любимых напитков английского короля Карла II (1660-1685), так называемые «Королевские капли», которые представляли собой все тот же чудодейственный порошок истолченного черепа, смешанного с вином. 

Очень полезным считался человеческий жир. Медики были уверены, что он лечит подагру и хорошо заживляет раны.

В Германии, например, прежде чем перевязывать раны, врачи смазывали им бинты.

В ход шло все. К примеру, мхом, росшим на могилах (уснеей), лечили носовые кровотечения и даже эпилепсию. Особенно высоко ценилась кровь, которая, как гласила официальная медицина тех времен, благотворно воздействует на жизненные силы организма. Марсилио Фичино (1433-1499), итальянский философ, гуманист и астролог, советовал пить кровь из рук молодых людей, чтобы обрести их жизненные силы. Парацельс (1493-1541), знаменитый врач, алхимик и оккультист, также был убежден в огромной целебной силе крови и считал, что пить кровь очень полезно. Наиболее радикально настроенные последователи Парацельса предпочитали пить кровь свежую. И хотя эта мода не прижилась, бедняки, которые не всегда могли приобрести кровь в аптеке, часто покупали чашку еще теплой крови за несколько медяков прямо у палача после казни.

Кровь использовалась и в переработанном виде. Саггс, например, приводит французский рецепт изготовления из крови… мармелада, датированный 1679 годом.

Против повального увлечения не устоял даже сам Леонардо да Винчи. «Мы сохраняем нашу жизнь благодаря смертям других людей, – как-то сказал он. – В мертвом теле остается бесчувственная жизнь. Она просыпается, когда воссоединяется с желудками живых».

Закат

Конечно, не стоит судить очень строго европейцев. Каннибализм появился не в Европе и не в XVI-XVII веках. Его можно найти почти во всех культурах в разных уголках планеты.

При рассмотрении истории медицинского каннибализма бросается в глаза лицемерие европейцев, которые рьяно осуждали его в недавно открытой Америке и считали признаком невежества и отсталости туземцев, но при этом закрывали глаза на то, что происходит в самой Европе.

Мало кто отваживался обратить внимание на то, что европейцы были по своей сути такими же людоедами, что и американские индейцы. Из немногочисленных критиков можно привести разве что французского писателя и философа Мишеля Монтеня (1533-1592), написавшего в эссе «О каннибалах», что каннибализм в Бразилии ничуть не страшнее и омерзительнее европейской медицинской версии. Хотя одна разница между европейским каннибализмом и каннибализмом в других культурах все же существует: если жителям Старого Света было абсолютно все равно, чьи органы есть или чью кровь пить, то в других культурах между едоком и съедаемым существовала четкая социальная связь.

Медицинский каннибализм начал постепенно затухать по мере развития науки. Он значительно ослаб уже в XVIII веке, когда европейцы начали есть вилками и мыться при помощи мыла, но благополучно сохранился до XIX-XX веков.

Ричард Саггс приводит примеры медицинского каннибализма в Англии позапрошлого века. Например, в 1847 году одному англичанину посоветовали смешать истолченный в порошок череп молодой женщины с патокой и дать выпить эту микстуру дочери, больной эпилепсией. Он тщательно выполнил предписание врача, но лечение результатов не дало.

Еще в 80-е годы XIX века из человеческого жира делали магические свечи, которые якобы обладали способностью притуплять ум и чувства людей. Они были популярны у воров и назывались «воровскими свечами». Считалось, что если вор зажжет такую свечу, то хозяева дома, в который он явился, не смогут ему помешать.

Последний задокументированный случай, когда пили кровь казненных, утверждает Саггс, датируется 1908 годом. В начале XX века в медицинском каталоге в Германии можно было еще встретить объявления о продаже мумий на лекарства.

То, что сейчас в официальной медицине не делают лекарств из трупов, еще не значит, что медицинский каннибализм полностью себя изжил. Он существует и сейчас, только, конечно, в современных вариациях. Например, переливания крови, трансплантации органов и пересадки кожи можно считать медицинским каннибализмом XXI века.