Прибыль гарантирована
На модерации
Отложенный
Скандал, который разгорелся с небывалой силой в российском обществе, похоже, привлекает к себе не меньшее внимание, чем сам фильм. В этом нет ничего удивительного - ничто так не возвышает событие в глазах добропорядочных граждан, как умелый и тщательно продуманный скандал. Мало кого интересует, что фильм сделанный «с руки», как-будто скрытой камерой, не только не представляет собой ничего нового или необычного для киноискусства, а просто-напросто «передирает» в чистую принципы «Догмы» Ларса фон Триера. По мнению последнего, современное кино стало слишком уж искусственным и утратило всякую «жизненную правду». Поэтому несколько лент, сделанных голландцем будто намеренно подчеркивали специфику съемок любителем любительской камерой. К слову сказать, на том эти эксперименты закончились, и, как выяснилось никого, кроме самого Ларса фон Триера не волнуют, не греют, не заражают. Хорошо. Почему бы не пользоваться старыми европейскими приемами для оживления страны вечно зеленых помидоров?
Гораздо интереснее во всей этой истории не сам фильм, а повторю, скандал, и в развертывании общественной истерики просматриваются уже хорошо знакомые черты «маркетинговых ходов» для продвижения товара, которые прекрасно освоили и наши издатели, и наши продюсеры, и руководители новостных лент, и директора телеканалов. Достаточно напомнить теперь уже с трудом узнаваемого Владимира Сорокина, опусы которого обменивали на книги Бориса Васильева, и тут же публично сжигали. Общенациональный ажиотаж в связи с появлением на экранах фильмов «Плесень», «Вода». «Миллионные» тиражи книг Сергей Минаева, ток-шоу которого слушать и смотреть под силу только тем самым пресловутым «девиантным» подросткам. Наконец, даже в громогласном скандале с названием шашлычной «Антисоветская» и убогими проклятиями в адрес пенсионеров и ветеранов Великой Отечественной войны, просматриваются все те же черты «пиаркомпаний», которыми, наконец, перестали терзать регионы великой и необъятной Родины в связи с очередными выборами хоть в губернаторы, хоть в Государственную Думу.
Нет ничего необычного в том, что «чернуха» из школьной жизни и отдыха подростков появилась именно в прайм-таймы на одном из ведущих каналов страны - «Первом». Достаточно бегло просмотреть другие программы, новостные ленты или блогосервисы, чтобы убедиться - «чернуха» заполняет практически все медиапространство. Не просто заполняет, но и активно развивается. Это самый надежный и, пожалуй, единственный способ раскрутить и продвинуть любой товар на отечественном рынке. Чем чернуха из жизни российских школьников хуже чернухи их жизни российских звезд или «олигархов»? Чем оргии в Куршавеле, с танцами на столах и битьем посуды отдыхающими из России достойнее школьных разборок рядовых подростков? Да, ничем.
Но, в случае с сериалом «Школа», вдруг, как гром среди ясного неба появились гневные протесты из стен Государственной Думы, Правительства Москвы, дирекции школы и даже учеников. Вдруг, не иначе как воздействием первого в этом году кольцевого солнечного затмения, все общество сверху донизу озаботилось состоянием и качеством школьного образования, жизнью подростков, моральными и эстетическими принципами и гневно выступило «против». Или - «за»? Поверьте - неважно. Важно другое - чтобы практически каждый гражданин узнал о том, что идет скандал. Чтобы он даже просто от нечего делать, ткнул кнопку канала и хотя бы несколько минут посмотрел на экран. Все остальное - умелая аранжировка команды создателей сериала «Школа», результатом которой должно быть только одно - прибыль.
И режиссер - молодая девушка Валерия Гай Германика, непонятно каким образом получившая признание даже Каннского фестиваля, является той самой необходимой составляющей замысла авторов проекта, - именно молодая, именно девушка, именно о трудных подростках российской школы. Разумеется, в авторство и режиссуру самой Валерии не верит ни один мало-мальски разбирающийся в кухне кинопроизводства человек. Но, - какая разница, кто поет, «фанера» или живой голос? Кто снимает, - скрытая команда «профи», или девушка, не обладающая ни опытом, ни знаниями, ни умением. Она назначена «режиссером», и играет свою роль, - таковы суровые законы жанра и рынка.
Согласитесь, различного рода премии за «национальные» бестселлеры уже приелись всем. Не потому, что их слишком много. Не потому, что принцип отбора кандидатов не просто отсутствует, но и не существует, как не существует устойчивая культура, со своими традициями, школами, направлениями. Литература уходит в прошлое. Бизнес, вполне разумно, делает ставку на кино, цифровое телевидение, на новые технологии в целом. Бумажные газеты теряют аудиторию не по дням, а по часам. Бумажный рынок давно захлебывается от перепроизводства, тем более, что, как выяснилось, пишут теперь все, включая бомжей столичных вокзалов. Из всех искусств, приносящих реальную прибыль, теперь вновь становится кино и телевизор в придачу.
Однако в этом скандале и общественном резонансе проступают устойчивые элементы, в которых проглядывают, что называется, базовые принципы российской ментальности. Если хотите, в направлениях дебатов, критики сконцентрированы главные направления перехода всей постсоветской культуры в принципиально новое состояние. Волей-неволей, мы как-будто решили переосмыслить свою культуру, свое будущее, весь мир своих ценностей раз и навсегда. Ну, раз решили, то почему бы и не переосмыслить?!
***
«Не кажется ли Вам, что сериал «Школа» возводит девиантное и асоциальное поведение и установки из области маргинального в область социально-приемлемого?» -спрашивают режиссера многочисленные критики или просто сомневающиеся. Собственно, в этом и заключается одна из главных претензий к создателям сериала «Школа».
Действительно, разве можно уважать, стремиться подражать или даже восхищаться Евгением Онегиным, который мало того, что не знал, чем себя занять и маялся просто дурью, за счет своих крепостных, но еще и успел убить на дуэли друга. Или лермонтовского Печорина. Или господ Голавлевых Щедрина - да от одних первых страниц озноб по позвоночнику идет. Или помещиков из бессмертного романа «Мертвые души», - ведь какой образ России и правящего сословия может сложиться и складывался у читателя?
Хорошо, пойдем другим путем. Положите руку на сердце, и попытайтесь вспомнить хотя бы один светлый и чистый образ героя из великой и могучей русской классики. Сплюньте три раза через плечо и назовите хотя бы одно светлое и чистое произведение? «Преступление и наказание»? Или сожженный второй том Мертвых душ с образом вымученного Костанжогло? «Обломов»? «Отцы и дети»? Разве что места из Анны Карениной, посвященные Константину Левину, да места из «Войны и мира», разумеется, не те, в которых девиантный и антисоциальный типчик Пьер Безухов пускается во все, так сказать, тяжкие?
Ближе к ХХ веку - еще хуже. Антон Павлович Чехов, который помогал советским поколениям ненавидеть и презирать несчастных учителей из далеких городков, да молодых «гадин», которые стремятся вырваться через замужество из провинциального болота. Владимир Короленко и «Дети подземелья». Куприн «Яма».
Максим Горький. Светлое пятно нашей совести вместе с чудной старухой Изергиль. Аркадий Гайдар со своей «Школой»? Александр Беляев? Словом, яркие представители уже советских поколений, которым полагалось только наливаться счастьем борьбы за свободу человечества. Более никого вспомнить не могу. Даже энергия жулика и афериста Остапа Бендера не прольет ни капли света на образ Советского Союза. Но, заметьте, - названные авторы, как и вся плеяда советской классики отнюдь не является «золотым фондом» мировой культуры.
А вот игрок и эпилептик Достоевский является. Да и вообще, в биографии и воспоминания о «звездных» именах русской культуры лучше не заглядывать. Ну, не присматривайтесь вы лучше, ни к Чайковскому, ни к Мусоргскому. Оставьте только в покое Льва Николаевича с карточными долгами, крестьянскими девками и «Евангелием от Льва». Для своего круга он был в высшей степени девиантен и асоциален.
Конечно, «Кубанские казаки» и светлые фильмы о героях войны - прекрасны, что сказать. О трудовых подвигах и настоящей дружбе 50-х и 60-х. Зато о фильмографии и героях 70-х и 80-х годов лучше не вспоминать. За редким исключением, все герои - асоциальны и девиантны, начиная от несчастного «Сталкера», через «В четверг и больше никогда», «Осенний марафон», «Послесловие», «ЧП районного масштаба», «Плюмбум» и заканчивая жутким «Чучелом» Ролана Быкова.
Так что поразмыслите хорошенько сами и ответьте теперь на вопрос «надо ли возводить девиантное и асоциальное поведение и установки из области маргинального в область социально-приемлемого»?
***
Разумеется, вы правы. Указанные литературные типы, девиантные и антисоциальные - яркие представители протестной части населения Российской империи или Советского Союза. Кстати, если следовать логике части наших современных интеллектуалов, которые души не чают в ушедшей в небытие царской России, то все горячо любимые мировой культурой образы - обыкновенные отмороженные гниды, которые разлагали и подтачивали изнутри великую державу. И, повторяя вслед за критиками сериала «Школа», можно смело сказать, что такой концентрации грязи и негатива на один квадратный километр империи, какую допускали великие русские писатели, просто невозможно было найти в действительности. Тем более, никоим образом нельзя допускать, чтобы несчастные дети современной России без родителей и верных наставников прикасались к этим порочащим великую Россию шедеврам мировой культуры.
Повторю, - культура, особенно ее творцы, как правило, девиантны и асоциальны. Тема это большая и трудная. Но, во всем мире именно такие люди, образы, герои - девиантные и асоциальные, хоть наркоманка Эдит Пиаф, хоть алкоголик Владимир Высоцкий, вызывали и вызывают наибольшие симпатии и любовь зрителей и читателей.
Здесь мы возвращаемся к чистой эстетике творчества, к таким характеристикам, оценить которые не под силу рядовому человеку. Разумеется, можно воскликнуть: «Это не искусство!». Но суждение это, кроме субъективного отношения критика к тем или иным процессам жизни общества, ничего не несет и не дает для оценки эстетических качеств произведения. Бывает и наоборот, - высокохудожественное творение, созданное действительно мастером своего дела, вызывает чувство отвращения и неприятия, например «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Рассказы того же Антона Чехова. Любимые народом фильмы, - «Москва слезам не верит». «Джентльмены удачи». И много много других лент и книг. Да один русский язык в произведениях Федора Достоевского привел бы в шок любого преподавателя языка и литературы! Не говоря уже о романах классика, слепленных, что называется, на живую нитку. Но он сам это прекрасно понимал, как прекрасно понимал и то, что жить за счет тещи и проигрывать последние ее деньги в казино - плохо.
Человек во все времена не любит пресное. Не любит и не следит за обыденным, слишком уж правильным. Вообще, человек, слепленный в точности по канонам этики - любой, хоть христианской, хоть светской, никакой любви не вызывает. Если кто-то полагает, что дебош, который устроил Иисус в храме среди торговцев, относится именно к тем нормам поведения, которым следует следовать подрастающему поколению, то сомневаюсь, что такого же мнения будет придерживаться уголовный кодекс любой из стран, хоть развитых, хоть развивающихся.
***
«Не видел и наверно не посмотрю, но поздравляю» - написал известный галерист и «пиарщик» Марат Гельман в своем блоге. Согласитесь, - сомнительная оценка, как реакции общества, так и работы самой Валерии Гай Германики. Поздравляю с чем? Кого? С удачным скандалом, спровоцированном умелыми руками в простоватом российском обществе? Со скандалом, который по масштабам сродни скандалу по-поводу «Целующихся милиционеров» на фоне снегов и русских березок, который тогда закатил министр культуры России Андрей Соколов? Вот интересно, насколько подскочили цены на весь тот «художественный» хлам, который Марат Гельман вывозил тогда из России в выставочные залы Европы? И поможет ли, действительно, скандал, спровоцированный в обществе руками команды создателей сериала «Школа» не только окупить все расходы на производство фильма, но и принести приличную прибыль?
Уверен, когда за дело берутся настоящие профессионалы - прибыль гарантирована.
Комментарии