«Плач о «голодоморе» как «лебединая песнь» Ющенко

На модерации Отложенный

Тема «голодомора», которую «курирует» в украинской политике лично президент Ющенко, возникла в качестве внутри- и внешнеполитического инструмента и идеологического символа, разумеется, не случайно.

Она должна была решить сразу несколько задач.

Прежде всего, придать Украине статус жертвы - это весьма привлекательный по нашим гуманитарным временам ореол, который вызывает у людей, прежде всего, на Западе естественное сочувствие и желание помочь.

При этом вполне очевидно, что не очень выгодно быть жертвой «за компанию» - вместе с русскими, казахами, белорусами и т.п.

Отсюда и острое желание «приватизировать» общую беду, представив ее адресным геноцидом исключительно одной нации. Отсюда и естественная утрата интереса к теме, как только у нее исчезает национальный окрас - а именно это сейчас происходит в международных организациях вопреки титаническим усилиям администрации Ющенко.

Но если принять во внимание не прекращающиеся «оккупационные» и «компенсационные» кампании в странах Балтии, резкую активизацию борьбы с социалистическим прошлым в Центральной и Восточной Европе (хотя, казалось бы, 20 лет прошло - уж очень все это напоминает сталинский тезис об «обострении классовой борьбы по мере построения социализма», которым оправдывали репрессии через 20 лет после революции) - украинская попытка застолбить свое место в списке жертв коммунизма вполне понятна.

Конечно, речь идет не о сведении счетов с каким-то абстрактным коммунизмом как идеологическим явлением, а о нанесении «удара в прошлое» по Советскому Союзу, который сознательно все больше представляется западному обывателю в виде некой условной «сталинской России» как идеологической конструкции, в которой на подсознательном уровне увязываются осуждаемый всеми сталинизм с Россией и как стержнем бывшего СССР, и, что важнее, как современной державой.

Для Ющенко «голодомор» является также одним из (немногих) инструментов выстраивания украинского национального самосознания в условиях, когда у штатных киевских идеологов не нашлось, похоже, внутренних позитивных опорных точек, которые бы не сводились к банальному отрицанию всего русского в украинском прошлом и настоящем.



Отсюда и эта неприглядная манипуляция с общим голодом 30-х гг.

Отсюда и реабилитация исторических деятелей, которых любой нормальный демократический политик просто постыдился бы. Отсюда и позорные запреты на общение на русском языке в школах и иные грубейшие нарушения норм международного права в сфере положения нацменьшинств.

Это, конечно, большая проблема и даже личная беда (судя по рейтингам) Ющенко, что ему приходится делать ставку на столь некорректные и даже неприличные вещи, ибо, как выясняется, большинство действительно позитивных моментов украинской истории в самом хорошем смысле связано с братским русским народом.

Но сочувствия эти проблемы украинского президента никак не вызывают.

Разумеется, попытки комичными судебными решениями с осуждением Сталина придать хоть сколько-то законный вид всей этой искусственной инсталляции на тему «Украина - жертва России» прорыва в политике или в юриспруденции не совершат.

Но, похоже, Ющенко действительно считает свои электоральные перспективы столь неважными, что вынужден прибегать к подобным отчаянным средствам.

Дело, конечно, не в Ющенко.

Иногда с тоской думаешь о будущем (хотя, верю, не очень отдаленном), когда политикам и народам придется разгребать эти завалы и нагромождения подтасовок, манипуляций прошлым и откровенной лжи, чтобы вернуть нашим народам нормальные, достойные соседей и друзей отношения. Но в то, что это обязательно произойдет - верю безоговорочно.

На сегодняшних примерах, в том числе - на неудачной попытке нынешнего президента Украины разыграть грубо антироссийскую карту «голодомора», когда-нибудь будут учить детей в России и на Украине, как нельзя строить политику ответственному национальному лидеру.