Портфель на вырост: успех казанского парня, ставшего министром

На фоне утечки умов впечатляет успех казанского парня, ставшего федеральным министром.

Вышел из отпуска, интересуюсь: «Что нового?» «Да ничего особенного, — говорят. — Ну разве что к Земле приближается огромный астероид 2012 КР24, да еще Николая Никифорова назначили российским министром».

И впрямь, ничего неожиданного. Прилет астероида предсказали американские астрономы, а завидную карьеру Коле Никифорову предсказал я сам — еще в 2000 году. Тогда я писал в одной из федеральных газет о 17-летнем директоре крупнейшего регионального интернет-проекта и называл его Николаем Анатольевичем. А сейчас назвал Колей, чтобы он много о себе не думал. Пусть думает о нас, раз министр.

Статья называлась «Зимой и летом с интернетом», что в ту пору было характерно лишь для немногих наших граждан: у большинства россиян выходы в интернет носили в лучшем случае сезонный характер. И были скорее не выходами, а вылазками с тревожной надеждой вернуться обратно. А Николай Анатольевич уже мотался в Новую Зеландию по вопросам внедрения информационных технологий в госаппарат и бизнес (ни госаппарат, ни бизнес о его агрессивных намерениях тогда еще не были осведомлены). При этом идеи юного Никифорова на международных молодежных форумах ценились так высоко, что возник вопрос, где же ему с этими масштабными мыслями развернуться. Ответ был найден точный: конечно, в Казани.

В той публикации 2000 года мною приводилось мнение профессора Александра Елизарова, директора НИИ математики и механики (он и сейчас там директор), при котором был создан интернет-центр с Никифоровым на видной позиции: «Здесь ему есть где развернуться. Передовые идеи применить в провинции даже легче, чем в столицах».

Применил. Надо бы объяснить, что он сделал, но, если бы я понимал такие вещи, был бы я сейчас хотя бы заместителем министра. Так, одной из заслуг Николая Никифорова считается создание в Татарстане электронного правительства. Какие ассоциации могут возникнуть у неподготовленного человека при словах «электронное правительство»? Ну разве что представится картина будущего: уличная демонстрация роботов с лозунгом «Долой электронное правительство!». А те, кто в этих делах соображает, уже оценили затею 2005 года. К тому времени 23-летний Никифоров стал советником премьер-министра Татарстана по информационным технологиям (премьер-министром был Рустам Минниханов, нынешний президент), а чуть позже — генеральным директором республиканского Центра информационных технологий. Внедренный им электронный документооборот у какого-нибудь потомственного бюрократа вызовет желание нанять хакера, раз уж поздно нанимать киллера. У него, бюрократа, рушатся жизненные устои, когда на экране отчетливо видно, кто в какую минуту принял документ, сколько продержал и куда направил. В этих условиях долгий ящик в столе чиновника выпадает из разряда производственных активов и годится лишь для длительного хранения салфеток, которыми протирают экран ноутбука.

Если же пренебречь интересами бюрократа, то следует положительно оценить тот факт, что в систему электронного документооборота включены 25 тысяч служащих, что к ней подключены все республиканские министерства, ведомства и муниципалитеты. Теперь реже говорят: «Без бумажки ты букашка». А без ноутбука? Ноутбукашка, что ли?

Кстати, о ноутбуках. Ими оснащены все учителя республики — 42 тысячи человек. Внедряются электронные дневники и журналы. «Проблема в том, что в школе нет айтишников, — сказал как-то журналистам Никифоров. — Мы пытаемся сделать тотальный аутсорсинг…» Мне это, видимо, неточно перевели, и я порадовался, что вовремя (50 лет назад) окончил школу. У нас, помнится, тоже айтишников не было, но аутсорсингом детей не пугали.

В 27 лет Николай Никифоров стал министром информатизации и связи Татарстана в ранге вице-премьера. После учителей он добрался до врачей: в здравоохранение республики внедряется система информатизации. Кое-где запись к врачу уже электронная (используются интернет, терминал, телефон). Создаются кластеры: поликлиники, кабинеты, стационары увязываются в единую систему. Говорят, повышающаяся скорость распространения ведомственной информации быстрее выводит больного на нужный уровень оказания медицинской помощи. Пофантазируем: пожалуй, скоро можно будет на расстоянии показать участковому врачу язык, и, увидев его на экране, тот дистанционно выпишет рецепт — не своими неразборчивыми каракулями, а компьютерным шрифтом Times New Roman.

Название шрифта я тут ввернул для красного словца. А некоторые, может, подумают, что мне довелось посещать «Университет третьего возраста», учрежденный в Татарстане в рамках акций «Интернет-долголетие» и «Компьютерный ликбез». После этих университетов министр татарстанского правительства Николай Никифоров кликнул пожилых людей на IT-Олимпиаду среди пенсионеров. Съехались на нее пенсионеры из всех муниципальных районов — 106 человек. Самому старшему — 77 лет. Кем, интересно, станет Николай Никифоров в таком возрасте?

Ну а пока 29-летний выпускник Казанского государственного университета уже без году неделя — министр связи и массовых коммуникаций России. К сожалению земляков, он покинул свой кабинет в Казани. Причем кабинет не в здании местного правительства. Его рабочий кабинет находился в грандиозном технопарке, который признан лучшим технопарком России и тоже является видным проектом Николая. Здесь работают 64 компании — более полутора тысяч сотрудников. Приводились такие цифры: выручка за 2011 год у резидентов парка — 2,6 миллиарда рублей. Тут давно уже тесно, и в планах Никифорова значилось: построить рядом с Казанью город-спутник для 60 тысяч IT-специалистов с названием Иннополис. Торговая марка уже зарегистрирована, а тут Николая забрали в Москву. Просто так забрали. Даже не обменяли. На Чубайса, например, с его нанотехнологиями…