Fritzmorgen: палача "Автоваза" реабилитировали

На модерации Отложенный

Форбс не тестирует своих сотрудников на шизофрению. Это досадное упущение может негативно сказаться на имидже делового журнала - мало кому интересно читать противоречащие сами себе тексты больных людей.

Я прочёл в июньском Форбс романтическую историю авторитетного бизнесмена Юрия Качмазова, который при Ельцине с помощью убийств и шантажа взял под контроль «АвтоВАЗ», а при Путине лишился награбленного и был вынужден бежать из России.

Казалось бы, всё прозрачно. Одна из крупнейших криминальных группировок страны - группа «СОК» - ликвидирована, босс мафии в бегах, миллиардная собственность возвращена государству, свободная Самара вздохнула спокойно. Но нет - автор статьи Качмазову явно сочувствует, не говоря уде об изгнании преступника в Эмираты.

Я бы понял ещё, если бы статья была проплачена кем-нибудь из прихвостней Березовского, и если бы Качмазова там изобразили крылатым ангелом. Но нет же: автор явно пытается сохранять объективность и довольно подробно перечисляет весь перечень злодейств «бизнесмена» - жестокие убийства, заказанные у Артемия Лебедева сайты, откровенное воровство.

Цитирую:

«25 сентября 2002 года киллер расстрелял из гранатомёта джип Юрия Гашимова, владельца холдинга одного из крупнейших самарских автодилеров. Бизнесмен умер на месте. А через несколько дней половина компании Гашимова была продана группе „СОК". В Следственном комитете Самарской области сообщили, что в рамках этого дела руководители „СОКа" к ответственности не привлекались».

Лирическое отступление. Качмазов начинал обычным напёрсточником, потом стал бандитом покрупнее, занялся торговлей автомобилями, а потом при помощи убийств и шантажа заполучил дилерские центры и поставщиков «АвтоВАЗа», чтобы выкачивать из завода деньги.

Фигура, в общем, однозначно негативная, типа американских мафиози из 30-х годов. Но... автору статьи Форбса каким-то образом удаётся найти в Качмазове и положительные стороны - типа открытия бесплатных столовых на предприятиях, увлечения йогой и содержания магазина эзотерической литературы при местном кинотеатре.

Можно было бы понять этот неожиданный позитив, если бы Качмазов был бы эдаким благородным бандитом из сериала и шёл бы при помощи преступных средств к благой цели. Однако ведь Качмазов просто тупо доил деньги из захваченных предприятий. И - более того - сам журналист об этом подробно пишет. Цитирую пример общественно полезной бизнес-операции:

«Качмазов решил взять под контроль не только сбыт, но и поставщиков „АвтоВАЗа". Первым крупным объектом для поглощения стал сызранский завод „Пластик", который поставлял почти всю пластмассовую фурнитуру для автомобилей. Здесь менеджеры „СОКа" опробовали схему, которую применяли позже для установления контроля над другими предприятиями.

Внезапно в 1996 году „Пластику" перестали отгружать машины (в качестве оплаты за поставленные компоненты - прим. Ф.М.). Несколько месяцев рабочие не получали зарплату. Через некоторое время в кабинете директора завода появились представители „СОКа" и предложили поделиться предприятием. Так „СОКу" перешло 50% акций „Пластика"».

При Ельцине и его либеральных друзьях сделать что бы то ни было с засевшими в «АвтоВАЗе» бандитами было невозможно.

Однако середине нулевых у государства накопилось достаточно сил, чтобы заняться наведением порядка на стратегических предприятиях.

В 2005 году, цитирую, «вместо „СОКа" владельцем „АвтоВАЗа" стала госкорпорация „Ростехнологии" Сергея Чемезова. Команду разобраться с бандитами давал лично Путин».

Спрашивается - как можно было после всего этого назвать освобождение предприятия от бандитов «государственным рейдерством», как это делает Форбс?

Повторюсь, это очень похоже на шизофрению. Так как автор статьи одновременно и подробно рассказывает о преступлениях Качмазова и... возмущается тем, что мафиози был выкинут с «АвтоВАЗа». Либо, возможно, эту статью для Форбса написала Лена Миро. Ведь она не так давно восхищалась сильными бандитами из девяностых, которые, по её мнению, были настоящими мужчинами - наглыми, сильными и жестокими.

В любом случае, кто бы статью ни писал, фактам и цифрам он уделил раз в десять меньше внимания, чем бандитской романтике. При этом, например, прибыль «АвтоВАЗа» за 2011 год и вовсе указана неверно. Она в 2011 году составила не три миллиарда рублей, как указано в статье, а почти семь милиардов, на 80% больше, чем в 2010:

http://www.kommersant.ru/doc/1939971 http://quote.rbc.ru/news/fond/2012/05/18/33654329.html

Ни слова не сказано и о том, что благодаря «путинским рейдерам» стоимость акций «АвтоВАЗа» за последние три года выросла в четыре раза - с шести до двадцати четырёх тысяч рублей. При этом «АвтоВАЗ» стал крупнейшим автомобильным предприятием Восточной Европы:

http://www.rbc.ru/companies/autovaz.shtml

Из 66 тысяч сотрудников завода треть - моложе тридцати лет. Средняя зарплата больше двадцати тысяч рублей. Работает учебный центр, на котором готовят кадры для завода.

Сравните это с весёлыми девяностыми, когда трудоспособные мужчины массово шли в охранники и продавцы, а на заводах оставались работать только немногочисленные энтузиасты и многочисленные алкаши... конечно же, надо было оставить «АвтоВАЗ» бандитам: каждый «бизнесмен», вынужденный скрываться от нашей Фемиды в ОАЭ, это незаживающая рана в многострадальном теле российской экономики.

Что характерно, освобождение «АвтоВАЗа» от криминала сделало возможным сотрудничество с альянсом Renault-Nissan. И дело даже не в том, что это показатель финансового здоровья предприятие. Дело в том, что французы и японцы передают нам технологии. Цитирую главу Renault-Nissan Карлоса Гона:

http://www.firstnews.ru/news/business/renault-nissan-vozmet-avtovaz-/

«Renault и Nissan будет продолжать передачу технологии русским заводам, в то время как наши русские коллеги будут в большей степени присутствовать в управлении всем концерном».

Подведу итог

Я понимаю, бизнес - это святое. Однако не стоит называть бизнесменом каждого, кто пишет это слово на визитках. Человек, который ведёт свой «бизнес» при помощи заказных убийств и тому подобных методов - это не бизнесмен, а мафиози. И я не вижу ровно ничего плохого в том, что Путину удалось равноудалить значительную часть влиятельных и матёрых мафиози за пределы Российской Федерации.

Кино Даю год