Беларусь: путевые заметки

Съёмочная группа Politpros.tv выдвинулась в Республику Беларусь. Там запланированы съёмки документально-публицистического фильма о сельском хозяйстве братской страны. Год назад наш коллектив уже побывал здесь, работая над фильмом «Укрощение блицкрига». Тем более интересно, как справляется маленькая и не осыпанная природными богатствами Беларусь с волнами экономического шторма, который бушует в мире.

Часть 1

Идея о написании одновременно с видеосъёмками путевых заметок родилась спонтанно и не сразу, примерно в районе пересечения российско-белорусской границы. Ведь от лица российских СМИ приходится в основном слышать массу нелестных отзывов о Беларуси. Но действительность диктует свои правила. Да, контраст между соседними российскими и белорусскими областями настолько разителен, как будто речь идёт не о разных странах, а о разных планетах...

Но дело вовсе не в соблюдении неких полумифических прав и свобод, которые вообще неясно где есть в нашем мире. Речь о вполне конкретном и очевидном. Вот здесь - это Смоленская область - жизни нет. Поле, некогда возделывавшееся, сейчас зарастает бурьяном и молодым лесом. Уже лет пятнадцать оно не видело хозяйской руки.

А вот здесь жизнь есть - а мы проехали лишь около полусотни километров. Стойкое ощущение, что в Беларуси возделан каждый безлесый пятак. По весеннему времени особенно впечатляют посевы рапса.

Попутно выяснилось ещё одно обстоятельство. В дороге нашу машину буквально изколошматили слепни и прочий гнус. Лобовое стекло в какой-то момент просто пришлось оттирать, так как дворники не справились. И с каждым годом количество гнуса только увеличивается.

Но с пересечением границы гнус исчез. И ларчик тут открывается просто: вся эта мошка выводится в сорняках, которым в России раздолье, а в Беларуси места нет и поэтому почти нет сорняков.

Ну и прочие контрасты. За время путешествия от МКАД до границы нам 1 (один) раз попалось стадо коров. Причём попалось оно только на 306-м километре от столицы. А к новостройкам мы отнесли только несколько новых заправочных станций. В Беларуси заправок несколько меньше - это да. Но зато по обочинам стоят свежепостроенные агрогородки. По их виду можно понять, что в Беларуси из деревни никто бежать не собирается - здесь живут и работают.

Дорога, хоть и построена несколько лет назад, но выглядит отлично. По крайней мере за год она хуже не стала, колеи не пропаханы, хотя дальнобои прут один за другим. Разрешённая скорость 120 км/ч против наших 90. И, наконец, обочины. Кто ездил, тот знает. Если начать сползать за сплошную линию, то шины начинают выть на манер паровоза. А ответ прост: рифление покрытия, чтобы заснувший за рулём имел шансы проснуться ещё живым и на дороге, а не мёртвым и в кювете. Даже это продумано.

На обочинах регулярно попадаются метеоточки. К сельскому хозяйству здесь относятся всерьёз, поэтому прогноз погоды нужен не только для того, чтобы решить брать сегодня зонтик или нет.

Ну и в довершение. Дорога платная. Но с нас не взяли ни копейки. Таможенный союз всё-таки.

Часть 2

За 12 часов намотали больше 300 километров по сельским дорогам. Выглядят сельские дороги для россиянина сильно непривычно.

Побывали в крупных хозяйствах, поговорили и с фермерами. Разная специализация, разные формы собственности. Общее одно: всё живёт и развивается. Для наглядности расскажу об одном из хозяйств, где мы побывали - ОАО «Старица-Агро». Нас встретил его директор Владимир Анатольевич Рудаков.

Коротко поговорили о хозяйстве. А оно включает 9 деревень, 460 работников, 5 молочно-товарных ферм, тысячи гектаров сельхозугодий, плюс есть школа, больница, детские сады, дом культуры, библиотека. Мы сразу поняли, что объять необъятное - снять и производственный процесс, и социальную сферу - не получится, слишком всего много. Решили разделиться. Я выбрал социальную сферу.

При хозяйстве разрастается агрогородок. Стоят свежепостроенные коттеджи. В них заселяются в первую очередь специалисты, а также медработники и педагоги с перспективой со временем приватизировать это жильё. Предоставить комфортабельное жилище на льготных условиях (кредит на 40 лет под 5% годовых) - один из основных способов закрепить классных специалистов на селе.

Но есть и другие преференции для молодых специалистов. Хозяйство на свои деньги отправляет на учёбу, платит стипендии, но с обязательством потом вернуться и работать в нём. Так выучили и зоотехника, и бухгалтера, и юриста, а сейчас учат одного из врачей, которому предстоит возглавить здешнюю больницу, приняв дела у нынешнего главврача, уходящего на пенсию. Для молодых специалистов есть и денежные надбавки от государства.

Само ОАО «Старица-Агро» на земле стоит крепко. Рентабельность на уровне 10%, сельхозтехники 75 единиц, плюс 56 машин, включая автобусы, на которых на работу свозят коллектив. Свой автобус есть и у школы, но он стоит на балансе образовательного ведомства. Новая техника в основном в лизинге. Кроме своих «Беларусов» есть и «иномарки» - «John Deer», «New Holland». Для белорусской техники условия кредитования получше - срок кредита до семи лет под 3-5% годовых и первый взнос 10%. Иностранца же нужно выкупить полностью за год. Получает хозяйство и кредиты на развитие - под 2-3%. Чем активно и пользуется: строится новая ферма.

Идём в местную школу. Её директор Михаил Георгиевич Сподарец сам рассказывает что и как.

В школе 140 учеников, 12-летка. Здание ещё советское, но содержится в полном порядке. Вторгаемся в учебный процесс, идёт урок истории.

Есть класс информатики, правда компьютеры скромные... Но стоп - мы в сельской школе. А вы, дорогие соотечественники, россияне, много видели сельских школ с компьютерными классами? То-то же...

Спортзал школы ремонтируют. В планах постройка нового корпуса. Но и имеющийся корпус сохранится и будет использоваться.

А вот и больница, тоже советской ещё постройки. И тоже содержится в полном порядке. Стационар на двадцать с лишним коек. Экскурсию нам проводит помощник врача (есть и такая должность) Ирина Викторовна Круковская. В больнице имеется все необходимое для профилактического осмотра населения и несложного лечения.

Есть рентген-кабинет, физиотерапия, кабинет стоматолога.

Спрашиваем зубного фельдшера Романа Васильевича Шияна, давно ли работает здесь. Оказывается с 2005 года, после окончания учёбы по распределению. Два года обязательной отработки давно прошли, но сбегать никуда не собирается: в агрогородке свой дом, жена и двое детей.

Перебираемся в детский садик. Как назло попадаем в тихий час, курносики умильно сопят в кроватках. Проклиная ставший вдруг неимоверно громким затвор фотоаппарата, делаю пару кадров и ретируюсь, чтобы никого не разбудить.

Во дворе детского садика обнаруживается бюст Ленина, сохранившийся с прежних сельсоветских времён этого здания. Трогать его сельчане не стали, говорят, это же история наша...

Вот такое простое белорусское хозяйство. А ещё в ОАО «Старица-Агро» есть свои магазины и кафе.

Для работников хозяйства в магазинах есть льготы, например, на покупку мебели, а также некоторых продуктов. «Только льгот на покупку спиртного у нас нет. И не будет!» - усмехается Владимир Анатольевич Рудаков.

Часть 3

В Советском Союзе в своё время фермерству должного внимания не уделили, и, наверное, зря. Потом в перестройку и после неё по конъюнктурным соображениям ситуацию попытались насильно перевернуть на противоположную. В России решили загнать в фермеры всех, а коллективные сельхозпредприятия позакрывать или как минимум оставить без серьёзной господдержки. Но и фермерство в нашей стране вниманием государства не избаловано и по большей части борется за выживание. Как результат массово поразорялись и те, и другие. Россия распрощалась с таким понятием как продовольственная безопасность, а мы, граждане, в каждом втором случае вкушаем продукты иностранных сельхозпроизводителей. В том числе и белорусских фермеров, кстати.

Современная Беларусь в этом смысле являет пример абсолютно здравого, прагматичного подхода. Приоритет в сельском хозяйстве безусловно отдан крупным предприятиям, но с фермерством никто не борется, наоборот его по мере возможности поддерживают. Поэтому, готовя рассказ о сельхозпроизводстве Беларуси, съёмочная группа politpros.tv не могла проигнорировать фермеров.

Фермерское хозяйство Михаила Владимировича Барейши «Росток-плюс» располагается в деревне Озеро. Хозяин за свою жизнь применил себя в разных областях, получил высшее образование, преподавал. Но, по собственному признанию, чувствовал в себе тягу к самостоятельному делу. Да и семейные корни своё сказали - предки работали на земле. И Михаил Владимирович стал фермером.

Хозяйство многопрофильное, но приоритет - плодоводство и выращивание саженцев плодовых деревьев. В хозяйстве 7 постоянных работников. На сбор урожая привлекаются дополнительные силы из деревни - за плату, конечно. Территорию под сад пришлось отвоёвывать. Не у государства, правда, а у борщевика, могучие заросли которого достались в наследство от лихих 90-х. Сейчас остатки сорняка жмутся под забором, а его место заняли плодовые деревья.

Отдельной статьёй дохода стала продажа саженцев. Чувствуется, что этим делом Михаил Владимирович занялся азартно. С большим желанием он рассказывал нам о разных хитростях и премудростях, которые мы, сугубо городские жители, тщетно пытались усвоить. И дело идёт: только что одно из хозяйств приобрело у него целый сад - 40 000 саженцев.

А для забавы рядышком есть садок с карасями. И у приехавшего клиента есть возможность в ожидании заказа скоротать время с удочкой.

Спрашиваем, как дела с господдержкой. Хозяин не спешит петь осанну властям. Последствия прошлогоднего кризиса сказались на планах по расширению производства. Кредитная линия открыта в первую очередь для крупных хозяйств, а фермеру получить кредит очень сложно. Однако же у Михаила Владимировича 13 единиц техники - трактора, машины, часть в лизинге на тех же условиях, что и для крупных хозяйств. Белорусские трактора взяты на 7 лет, максимальный процент годовых - 5, первый взнос - 10%. И горючее поставляется фермеру с теми же льготами, что и крупным хозяйствам.

Неподалёку в деревне Дещенка заезжаем в фермерское хозяйство «Олимп-агро» Юрия Вадимовича Лойко. Но самого хозяина не застаём. Нас встречает его отец Вадим Викентьевич. Мы не в претензии: журналисты журналистами, а хозяйство ждать не будет.

Профиль деятельности - растениеводство от овощей до пшеницы. Основное внимание уделяется выращиванию картофеля. Есть твердые пути сбыта продукции, часть её идёт на экспорт, включая и Россию. Только что закончена постройка большого картофелехранилища на несколько тысяч тонн с искусственным охлаждением: на улице +26, внутри +2.

Хозяйство работает с 1998 года. В нём трудятся 10 постоянных работников, в основном - механизаторы. Все свои, деревенские, гастарбайтеров нет.

Вспоминаю о жалобах предыдущего собеседника на кризис 2011 года и решаю поинтересоваться экономикой процесса. Вадим Викентьевич согласен, что кризис сказался, и рентабельность хозяйства в прошлом году пониже - около 64%. С трудом удерживаюсь от того, чтобы подхватить руками отпадающую челюсть... А сколько же было до кризиса?! Оказывается, бывало и более 100%. Вот такая экономика.

По ходу наших расспросов Вадим Викентьевич поразил нас своими познаниями в аграрных и экономических вопросах. Не удерживаюсь и перед отъездом спрашиваю, откуда такая квалификация. Оказывается старший Лойко три десятка лет руководил совхозом. А сын теперь - успешный белорусский фермер. Вот такая преемственность поколений.

Сразу покинуть Дещенку не удаётся, так как вторая половина нашей съёмочной группы задержалась в местной школе. Рядом с хозяйством Лойко обнаружилась сельская амбулатория.

Мы попросились заглянуть внутрь. Здесь впечатлений тоже хватило. Помощник врача Анна Владимировна Беганская немного стесняется нас, но и экскурсию проводит, и даже соглашается дать интервью для фильма.

В амбулатории есть процедурные кабинеты, стоматология, дневной стационар, лаборатория.


И ещё раз на ум приходит мысль о том, что в белорусском селе всё сделано так, чтобы люди отсюда не разбегались в поисках лучшей доли, а жили и работали.

Кино Крепкий орешек. Хороший день, чтобы умереть