Главная беда России – отсутствие механизма смены власти

На модерации Отложенный

"Дураки и дороги". Господи, сколько же раз в своей жизни – с экрана телевизора, в личном общении – я слышал эту глубокомысленную фразу. Читатель, позволь тебя слегка огорошить: эти два фактора не есть важнейшие наши проблемы.  Они даже и не уникальны для России. Численность дураков в нашей стране ну нисколько не отличается в процентном отношении от, скажем, США или Европы. А качество дорог… что ж, давайте вспомним, к примеру Монголию, Молдавию или какой-нибудь  Бангладеш, Индонезию. И что, где здесь российская уникальность? Смеяться на шутку про дураков и дороги – не более чем демонстрировать собеседнику свою некомпетентность и воспитанное глупой традицией презрение к собственной стране и к самому себе.

Между тем, у России действительно есть, может, тоже не уникальная, но пока что ни разу не решенная проблема. Вообще ни разу! Которая формулируется приблизительно так: в России отсутствует механизм законной передачи власти от ранее правившей группировки другим претендентам. Велика Россия, много в ней народов и традиций-верований, и история России насчитывает много веков, и свершений в этой истории великое множество, а вот такого, чтобы одна правящая группа добровольно, но на основе некоей узаконенной процедуры, уступила бы власть конкурентам, вот такого у нас никогда еще не было.

Давайте, для примера, рассмотрим историю XX в. 1917 г., российский император отрекается от престола за себя и за своего сына, брат императора также отказывается занять престол. Монархия прекращает свое существование, и у россиян впервые появляется возможность самостоятельно избрать парламент, а затем  и правительство. Но! Власть в ситуации неустойчивого равновесия перехватывает небольшая группка профессиональных революционеров, которые методами террора и насилия уничтожают всех остальных конкурентов и, соответственно, правят единолично на протяжении более чем 70 лет. Но человек, увы, недолго живущее существо. Как же власть передавалась в условиях правления большевиков-коммунистов? Изначально это, как и сегодня, подковерные игры. Верховенство власти (т.е. вся ее полнота, фактически) разыгрывается внутри группки высокопоставленных "товарищей" (ЦК, Политбюро и т.п.). Но заметьте! И здесь нет никакого законного, т.е. заранее согласованного и прописанного механизма. Власть именно захватывается в результате хитрых игр, создания тайных союзов и соглашений и, разумеется, последующего предательства. Власть захватывается! Не исключено, кстати, что и посредством прямого насилия и тайных убийств предшественника (Ленин-Сталин; Сталин-Маленков). Впрочем, на последних стадиях существования СССР, похоже, постепенно формируется механизм передачи власти "наследнику-преемнику". После смерти предыдущего правителя власть переходит в руки наиболее авторитетного члена Политбюро на основании неких коллегиальных решений, возникают даже некие особые признаки, позволяющие угадывать "претендентов на престол" даже еще до смерти предыдущего правителя.

Однако все-таки в условиях СССР власть передается именно внутри правящей группировки. Все остальные, включая даже и многочисленных членов правящей партии – не более чем статисты, наблюдатели, свидетели. Но не участники. Между тем, как показывают многочисленнейшие примеры из истории других государств, не менее великих чем Российская империя-СССР-РФ, власть иногда может переходить из рук одной правящей группы к конкурентам, до той поры даже и не представленным во власти. В СССР, в конечном итоге, это тоже происходит, но не потому, что так было задумано, а в результате сложнейшей политической игры 1989-1991 гг. В общем, передачу власти от президента СССР лидерам республик законной назвать довольно сложно. Как, собственно, и распад СССР. Однако можно уверенно сказать, что распад СССР есть прямое следствие отсутствия заранее согласованного и узаконенного механизма передачи власти.

С возникновением независимой России история повторяется. Всю полноту власти захватывает группировка, которую можно охарактеризовать одним коротким словом – воры. Хотя Борис Ельцин и являлся в прошлом высокопоставленным функционером КПСС, впоследствии изгнанным со своих постов, уже его окружение времен президентства ну никак не обвинишь в связях с коммунистической партией. Это абсолютно другие люди, из другой среды, люди, которые в условиях продолжения правления коммунистов не имели бы никаких шансов занять то положение, которое они получили в ельцинской России. И да, эти люди воры. Они, фактически, украли власть у коммунистов, а затем они украли власть у остальных претендующих на власть группировок, и лишь после этого, в 1993 г., в силовом противостоянии окончательно доказали своё превосходство.

С тех пор, с 1991 г., если присмотреться, власть в России принадлежит одной и той же группе, которая цепко держится за свои властные полномочия и озабочена лишь тем, чтобы придать себе, своей власти, легитимный статус и удержать эту свою власть привычными для этой группы воровскими методами уловок, обмана и, если требуется, насилия. Разумеется, в пределах этой группировки решаются и вопросы престолонаследия. Как это ни странно, в прямом соответствии с нашим недавним прошлым. Борис Ельцин выбирает себе "преемника". Или, возможно, "наследник" принуждает Бориса Ельцина отдать ему бразды правления. История странная, темная и никакими законами не регулируемая. Далее, Владимир Путин также выбирает себе "местоблюстителя" и, возможно, потенциального "наследника". Опять же, законодательно это никак не регулируется, но можно усмотреть механизм смотрин и проверок деловых качеств кандидатов. Который, разумеется, нигде и никем не прописан, не стандартизован и вообще, похоже, сочиняется прямо на наших глазах.

Между тем, речь-то идет о совсем другом, речь о том, возможна ли в нашей стране законная, т.е. мирная, заранее согласованная и одобренная участниками передача власти от одной правящей группы к другой? Чтоб было понятней. И Кремль, и Дума со всеми ее "партиями", и Совет Федерации, все вместе – это та самая ныне правящая группировка, связанная, повязанная и представляющая собой единый организм. Где роли распределены, однако отдельные участники могут перемещаться из одного элемента этого единого организма в другой. А, скажем, "несистемная оппозиция" – это уже совершенно другая группировка, претендующая на власть и ныне никак не представленная во властных структурах.

Ответ, по-моему, очевиден. Механизм передачи власти в условиях нашей страны от одной группировки к другой не предусмотрен. Его нет! О нем даже и не думал никто все эти годы. Все эти годы думали только о том, чтобы удержать власть, сделать ее более действенной, эффективной и подчиняющейся верховным органам, а вот о том, что в один прекрасный момент вся эта братия, ежедневно перемещающаяся из Кремля на Охотный ряд, а оттуда на Краснопресненскую набережную, однажды должна будет надолго или навсегда забыть про эти адреса, вот об этом не думали совершенно.

Играли в бирюльки, выдумали и создали себе "карманную оппозицию" в лице Зюганова-Миронова-Жириновского и потихонечку забыли, что живут в огромной стране, которой все эти игры однажды могут попросту показаться смешными, глупыми и более не интересными.

Что же получается в сухом остатке? Власть в стране есть, это мы видим. Но вот механизма передачи власти до сих пор нет. Его не придумали, не прописали, не проговорили, и согласия на применение этого механизма также никто не давал. Следовательно, в реальной ситуации – когда бы она ни случилась, завтра или через 20-50-100 лет – этот механизм будет сочиняться "на лету". Разумеется, без оглядки на мировые прецеденты, международную практику или что-то подобное. Все просто: что выдумают, то и будет. Выдумают, разумеется, так, что глупее не придумаешь. Что из этих "выдумок" последует? Во-первых, и тут Путин безусловно прав, высочайший риск дальнейшего распада России. Мы вполне можем лишиться не только Северного Кавказа, но и, скажем, Сибири и Дальнего Востока. Во-вторых, высочайшая вероятность событий по силовому варианту, реальная угроза гражданской войны и связанных с этим многочисленных (и ненужных!) человеческих жертв ("когда паны дерутся…"). В-третьих, при условии дальнейшего игнорирования необходимости создания такого механизма, угроза сползания страны в целую череду переворотов-диктатур-опять переворотов. История других стран, например, латиноамериканских, очень убедительно свидетельствует: да, такое вполне возможно. Наконец, в‑четвертых, это угроза полного исчезновения России или подчинения страны неким внешним силам – странам, военным блокам или чему-то еще. И поделом! Раз сами не можете договориться, кто правит, значит, за вас это будут делать другие.

Но давайте посмотрим на все эти реальные угрозы с другого угла площадки. А что ныне правящие "воры" оставили остальным? Читатель, если ты не из Кремля, ты уверен, что это твоя страна? Ты здесь родился и вырос? У тебя есть собственность или бизнес? Да? Ты ничего не путаешь? Ты сомневаешься в том, что достаточно щелчка пальцами, чтобы твоя собственность, да и сам ты вместе со своей родословной превратились в воспоминание или даже в фантазию? Ты на самом деле никто, ты знаешь это? Ты – пыль на дороге. У тебя нет никаких прав. Включая и политические. Ты не можешь избираться, если ты не состоишь в одной из парламентских прокремлевских партий. Ты не можешь избирать, потому что партии, которая бы отражала твои интересы, скорее всего, тоже нет – и на выборах тебе предложат комплексный обед: первое, второе, третье и десерт. А, ну да, для эстетов, пожалуйста, Явлинский, но он все равно непроходной. Ты не можешь голосовать, потому что если ты вдруг проголосуешь "не так", придут "волшебники" и все сделают "как надо". Ты также не можешь протестовать. Вам, быдлу, нельзя несогласованно собираться в группы более 3 человек, а если, не дай бог, вы осмелитесь выражать свой протест эмоционально или, тем более, если вы осмелитесь сопротивляться органам правопорядка, скоро вас начнут просто сажать, лет эдак на 5‑10. Или штрафовать. Тысяч на 500-800. Вы не можете даже выражать свой протест, скажем, в Интернете. Скоро, уже совсем скоро и за это будут "паковать" на год-другой за решетку. Ну, и кто ты такой? Ты ноль! Тебе позволено лишь выражать "одобрямс" действующей власти и, тяжело с непривычки шурша извилинами, вникать, что там прочирикал "хозяин", то бишь "лидер нации".

Что? Не слышу! Про что ты там толкуешь? Про права человека? Про международное общественное мнение? О, ты не желаешь быть тварью дрожащей! Ну что ж, иди и попробуй что-нибудь сделать. Но знай: твои оппоненты не побегут от тебя в страхе, размазывая сопли и слезы, они станут драться. Жестоко и без пощады. И они ничего просто так тебе не отдадут. Потому что это ты никто, потому что это ты уступал им раз за разом, пока не отдал, наконец, все. И теперь это у тебя нет ничего, а вот им-то есть, что терять. И что тебе с того, что во время ваших разборок от России отколется тот или иной кусок? Сегодня у тебя вообще ничего нет; тебя самого на самом деле сегодня нет. А вот завтра – это уже как получится. И что тебе с того, что в драке ты можешь даже и погибнуть? Или кто-то погибнет. Мы все умрем по-любому. Весь вопрос только в том, будешь ли ты жить тенью или все-таки примешь бой, пусть и последний в твоей никчемной жизни. И вот потом, если ты победишь и сумеешь вернуть себе все, что так глупо потерял, вот тогда можно будет снова поставить вопрос: возможен ли законно обусловленный процесс передачи власти от одной, ранее властвовавшей, группы другой, ее более успешным конкурентам? Потому что, как ни крути, а и мы, и кремлевские "воры" – мы все люди. Мало того, мы – жители одной и той же страны. И когда жители одной страны убивают друг друга в беспощадной драке, на самом деле это не просто глупо, а глупо невероятно! Ибо в результате этой свары слабеет страна, а население переживает немалые трудности. Кто побеждает в драке, лучший? Нет, конечно. В драке побеждает сильнейший, более ловкий и более настойчивый. А потом победитель создает отношения, которые удобны ему, а на мнение оппонентов ему чихать, ведь он только что их победил. И далее эти отношения будут продолжаться до следующей драки…

*  *  *

Окидывая взглядом всю историю России – от времен Рюрика до сегодняшних дней – снова и снова убеждаешься: смена власти в нашей стране – это всегда процесс кровавый, с безжалостным противостоянием конкурирующих группировок, зачастую втягивающий в себя все слои общества и в итоге сопровождающийся отбрасыванием страны на столетия назад, из которого мы, как правило, выбираемся также через столетия, чтобы рухнуть в новую заварушку борьбы за власть. В конце концов, это нерационально и попросту глупо. В конце концов, это едва ли не важнейшая причина, делающая нас в итоге посмешищем и даже ужасом для окружающего мира. В конце концов, пора бы понять, что сегодня мы очень уверенно повторяем путь развития Византийской империи, закончившей свое славное существование в одном, хотя и великом городе, который сегодня даже называется по-другому. А уж про византийский народ или попросту византийцев вы, наверно, и не слыхивали. Правильно, потому что их больше нет.