"Eesti Paevaleht": вечнозеленая война

На модерации Отложенный

9 мая на сей раз опять прошло. СМИ Эстонии были заполнены в этот день традиционными кадрами и фотографиями о событиях у Бронзового солдата и то, что там происходит, без сомнений,  захватывающе и удивительно.

Остается впечатление, что завершившаяся 67 лет назад война закончилась только вчера. Как же иначе можно объяснить, что отметить победу пришли не только древние старики, но и очень молодые люди, которые не считают за труд добровольно встать в почетный караул и промаршировать вокруг монумента. Обычно жалуются на то, что нынешнюю молодежь не интересует прошлое и она, мол, не знает историю! Эти мальчики и девочки словно доказывают на Военном кладбище обратное.

На деле все заключается, очевидно, в чем-то другом. 67 лет назад война закончилась для многих государств и народов, но я не верю, что эта знаменательная дата чем-то важна для молодых американцев, англичан или французов. Праздник победы отмечается у них на родине, как правило, официальными и формальными церемониями: кто-то где-то возлагает венок и это все. Рядовому гражданину и в голову не придет сердечно его отмечать. Война ведь закончилась так давно, никакой личной связи у нынешнего поколения с нею нет. И это естественно.

Зато в России относятся к празднованию победы как ко дню рождения самого близкого человека.  Все в праздничном настроении уже с утра.  Что на деле ненормально, так как чувство сопереживания все-таки ограничено, и к далекому историческому событию с подобной страстью не относятся. Подумаем хотя бы о своей Освободительной войне (1918-1920 г.г. - прим.перевод.) и связанными с нею памятными датами. Разумом мы осознаем их значение, но кто из нас в летний День победы (отмечается 23 июня, Государственный праздник, выходной день – прим.перевод.) поднимет бокал в память о сражении под Вынну? Просто хорошее настроение от выходного дня, который используется для  подготовки Яаниского дня и закупок грилль-колбасы из магазина. Да и годовщина республики интересна для нас главным образом платьями, которые одевают на себя гости президента.

Цветы к Кресту свободы несут 24 февраля опять же официальные лица, обычному человеку это и в голову не придет.

Да и для русских праздник победы не был бы столь уж и важным, если бы он со временем не обрел настоящего религиозного значения. То, что происходит 9 мая у Бронзового солдата, на деле является богослужением. Праздник верующих никакого исторического значения уже не имеет. Христос умирает и воскресает каждый год, и верующие поздравляют друг друга по этому случаю вновь и вновь, полные искренней радости. И точно также отмечает Россия каждый год свою большую победу.  А Бронзовый солдат – это икона и он ничем не отличается от какой-нибудь чудодейственной Богоматери где-либо в монастыре. Отсюда и эта святая ненависть во время апрельского мятежа (26-28 апреля 2007 года из-за переноса Бронзового солдата из центра Таллина на военное кладбище – прим.перевод.) – верующий не переносит, когда неверный лапает его икону! Георгиевская ленточка словно нательный крест, означающий причастность к общине.

Нам кажется происходящее 9 мая на Военном кладбище странным, но богослужения и выглядят странными –  на чужой взгляд. Поэтому их и проводят обычно в закрытых  храмах. Почему бы когда-нибудь и не возвести купол над Военным кладбищем! Но пока мы просто занимаемся своими вещами, потому что некрасиво смотреть на чужие обряды.

Но на деле есть и среди эстонцев много людей, для которых Вторая мировая война до сих пор имеет неестественно большое значение. Друг Март Юур описывал их как стариков с волосатыми ноздрями, у которых на домашних полках с книгами ни в коем случае не должны отсутствовать биография Геббельса и мемуары Роммеля.  И это тоже своего рода секта и их больше всего раздражает происходящее у Бронзового солдата. Точно также фанатичный пастор не может смотреть без гнева на коран. Дело же неверных – присматривать, чтобы он его не сжег и не развязал тем самым священную войну.