Великая Отечественная Война. На полях сражений

На модерации Отложенный

На полях сражений Великой отечественной войны и на невидимом фронте борьбы с фашизмом храбро воевали многие сотрудники Управления НКВД по г. Москве и Московской области. Некоторые из них к тому времени уже служили в органах государственной безопасности, другие выбрали эту профессию сразу после окончания войны. Но как бы ни сложилась их жизнь, в Управлении ФСБ России по г. Москве и Московской области о них всегда помнят.

Как и все, с первых дней войны сотрудники Московско­го управления НКВД просились на фронт. Очень многих из них не отпускали - они были нужны в тылу. В 1938­1939 годах было репрессировано более 20 тысяч чекистов, в управление пришли молодые сотрудники, еще совершен­но не знакомые с чекистской работой.

Первым в списке павших значится старшина госбезопасности Андрей Серебряков. Он был танкистом, получил звание Героя Советского Союза в финскую кам­панию. В честь героя-танкиста названа улица в Москве, на доме № 3 проезда Серебрякова, где сейчас проживают жена и дочь героя, установлена мемориаль­ная доска.

Второй Герой Советского Союза из числа погибших - лейтенант госбезопасности Сергей Солнцев, начальник Руз­ского райотдела НКВД. Командир разведки партизанского отряда, он в одном из тяжелых боев прикрыл отход парти­зан, был тяжело ранен, подвергся жесточайшим мукам, был убит и после смерти повешен. В Рузе, на Площади партизан (где Солнцев захоронен в братской могиле), ему установлен обелиск, одна из улиц города названа его именем.

В оккупированных районах Подмосковья сразу же стали действовать партизанские отряды. Они создавались зара­нее, до того, как войска противника вступали на террито­рию. Определялся состав отрядов, организовывались базы, склады оружия, продовольствия... Кстати, согласно приказу начальника управления, в случае занятия района немецки­ми войсками весь личный состав райотдела НКВД с личным оружием должен был войти в состав партизанского отряда.

Для постоянной связи и руководства партизанскими отрядами был создан институт агентов-связников из чис­ла оперативных работников. Они переходили линию фронта, передавали на базы партизанских отрядов необ­ходимые сведения, доставляли от них сообщения. Одним из важнейших направлений в боевой деятельно­сти УНКВД по городу Москве и Московской области была организация и засылка в тыл противника разведывательно-диверсионных групп.

Хорошо подготовленные и вооружен­ные группы численностью от 15 до 100 человек перебрасы­вались через линию фронта на короткие сроки. За две-три недели или месяц они выполняли задания по дезоргани­зации тыла противника: взрывали железнодорожные ли­нии, закладывали мины на шоссе, нападали на немецкие гарнизоны. Иногда они это делали вместе с партизанами, но чаще - самостоятельно.

24 ноября 1941 года три истребительно-диверсионных отряда, Угодско-Заводский партизанский отряд под ко­мандованием пограничника-чекиста Виктора Карасева и группа бойцов Западного фронта нанесли совместный удар по врагу. Восемью группами они ворвались с разных сторон в город Угодский Завод и разгромили штаб немец­кого корпуса. За полтора часа две сотни бойцов уничтожи­ли около 600 солдат и офицеров противника, разгромили штабное помещение, захватили документы. Об этой опе­рации было доложено Жукову и Сталину, было сообщение Совинформбюро...

Мало кто верил, что Москва будет сдана, но подготовка к возможной сдаче проводилась серьезнейшая. Миниро­вались объекты. 28 оперативных работников в Москве и 11 в области были переведены на нелегальное положе­ние. Их семьи были эвакуированы, а им самим выданы документы на новую фамилию, придумана биография. Они были хорошо вооружены, имели запасы продоволь­ствия, радиостанции и даже типографии. Поселившись там, где их не знал никто из местных жителей, они долж­ны были развернуть свою деятельность только после при­хода немцев.

По решению Правительства СССР местная промыш­ленность в Москве на 90% перешла на выпуск военной продукции. Необходимо было организовать охрану этих предприятий, обеспечить режим секретности. Усилилась также задача по охране особо важных объектов, мостов и водопроводов - всех жизненно важных пунктов, где противник мог подготовить диверсии.

Были зафиксированы многократные случаи заброса немецких десантов воздушным путем. Но практически все они закончились провалом из-за слаженных действий наших спецорганов да и просто бдительности людей.

Вообще, одной из главных заслуг органов госбезопас­ности стало то, что за весь период войны немецкие дивер­санты не смогли осуществить ни одной серьезной дивер­сии на территории Москвы или Московской области.