Модернизация. Что, кроме слов?

На модерации Отложенный

Возьмите любую быстрорастущую экономику - везде вы обнаружите ужасающую нищету большинства населения.

Модернизация, курс на которую провозгласил президент РФ Медведев , бесспорно стала «ключевым словом 2008 года». Теперь она должна стать делом - или пополнит и без того обширный архив столь же бесплодных, сколь и громких начинаний власти вроде «продовольственной программы».

Причем делом она должна уже становиться уже сейчас - времени на раскачку и бесконечные совещания нет. Видимо, привычка, что лишние год-два ничего не решают, в нашем менталитете появились в застойные годы. Но давайте вспомним, что гигантская по размаху индустриализация СССР была произведена всего за шесть лет. Атомная, космическая и электронные отрасли (а это десятки заводов и НИИ, сотни КБ) были созданы примерно за такое же время. Более того, главные реформы Петра I продолжались немногим дольше. На этом фоне нынешние «реформенные годы», которые тянутся уже два десятилетия - просто-таки продолжение застоя. Нужно стремительно модернизироваться не только за тем, чтобы догнать цивилизованный мир - а просто чтобы не отстать еще больше.

Точка отсчета

Вроде бы все согласны с тем, что причиной модернизации является деградация отечественной промышленности. Но тогда и подходить надо к решению задачи, как к экономической, а не политико-пропагандистской.

- Исходным пунктом должно стать составление своего рода «карты демодернизации», которая четко выделила бы участки наибольших провалов последних лет и определила бы цену этих провалов, - говорит директор Центра исследований постиндустриального общества, сопредседатель общественного совета «ЗаМодернизацию.ru» профессор Владислав Иноземцев. - Нельзя выстраивать стратегию, не зная, где ты находишься. Далее нужно провести детальный анализ хозяйственной структуры и структуры экспорта как ведущих западных государств, так и новых индустриальных стран и определить, какой же тип экономики мы намерены строить. И только после этого может возникнуть понимание, какие отрасли должны стать приоритетными в российской экономике, с опорой на какие силы и ресурсы - государственные, частные или даже зарубежные - их следует развивать и чего в конечном счете можно добиться от такого развития. Путь вперед невозможен без анализа нынешней точки развития и сравнения с образцами, которых хотим достигнуть.

С этим вроде ясность имеется. Приоритетами официально объявлены атомная энергетика, космические технологии и исследования, производство лекарств, информационный сектор. С этим, впрочем, не все согласны. По мнению независимых экспертов, последнее направление и так динамично развивается почти без государственной поддержки. А в ведущих мировых державах наблюдается снижение в процентном отношении бюджетных вливаний, к примеру, в космос. Но раз у нас по-другому, то примем это как данность.

К слову, через модернизацию проходили многие страны. И, как показывает анализ, успешной модернизация оказалась в тех странах, где направляли основные силы не на прямое копирование чужих институтов и подходов, а сосредотачивались на органичном встраивании своей промышленности в глобальную экономику.

Инновации на интересе

Понятно, что без ведущей роли государства модернизация попросту не пойдет. Но при этом оно должно не командовать, а стать старшим партнером для бизнеса, четко понимая, что частник не очень заинтересован вкладывать средства в инновации.

- А почему он должен быть заинтересован? - спрашивает заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин, - Для него это всего лишь один из инструментов конкурентной борьбы за место под солнцем. До тех пор, пока у российского бизнеса будут возможности использовать другие, более дешевые и более надежные методы конкурентной борьбы, никаких инноваций не будет. Ведь инновации - это всегда огромный риск.

И действительно, наша экономика пока слабоконкурентна, в ней есть множество способов получения достаточно высокой и при том гарантированной прибыли. Построил торговый центр или аквапарк - и всё прекрасно. С другой стороны, у нас для любого бизнеса слишком высоки административные риски - любое предприятие может быть стремительно разорено чиновниками или органами «правопорядка». Если прибавить к этому опасности собственно инноваций - суммарный риск становится каким-то запредельным.

В связи с этим крайне любопытно мнение самих предпринимателей о модернизации. Тем более что у некоторых из них есть свое видение того, как ее надо осуществлять. Как, к примеру, у председателя совета директоров инвестиционной группы «Сумма капитал» Зиявудина Магомедова.

Вернуть Госплан

Удивительно, но представитель рыночной экономики предлагает позаимствовать кое-что из советского опыта. Потому что, по мнению З. Магомедова, «сегодня ощущается явная нехватка общенациональной стратегии технологического развития, разработчиком которой, думаю, мог бы стать некий обновленный аналог советского Госплана (если угодно, «неоГосплан» или Росплан ), орган, который бы смог на базе углубленного анализа текущей экономической ситуации четко определить наши государственные технологические приоритеты».



Ведь во многом проблема заключается в том, что отечественный бизнес пока не очень умеет мыслить стратегически и глобально, просчитывая ситуацию на годы вперед. Скажем, увидев дефицит офисных и торговых площадей, бизнесмен бросается возводить соответствующую недвижимость. При этом он категорически не желает увидеть, что тем же, чем и он, занялись десятки, а то и сотни предпринимателей в его городе. В итоге через 3-4 года «кризис перепроизводства», инвестиции не оправдывают себя.

Поверить друг другу?

«Координатором» могла бы стать власть, но... Запретить кому-то что-то строить или делать она не имеет права. Она может лишь советовать. Будут ли её слушать?

Тут еще раз встает вопрос о доверии бизнеса и в целом общества к государству. Бизнесмен, который не верит власти, вряд ли решится на долгосрочный рискованный проект. Тем более вряд ли он станет учитывать в своей работе общечеловеческие интересы. Как делает сегодня, к примеру, английский миллиардер сэр Ричард Бренсон, вкладывая огромные средства в научные изыскания по альтернативному топливу. Приставка «сэр» означает, что королева пожаловала ему дворянский титул. Можем ли мы представить, чтобы отечественного бизнесмена наградили орденом «За заслуги перед Отечеством»?

Напротив, отечественный бизнес видит - если тебя не посадили в 1994 году, не факт, что тебя не посадят за деяния десятилетней давности в 2004-м. Это парадокс, но борьба с «социально безответственным» бизнесом толкает людей именно на безответственность - а именно наделать денег как можно быстрее (а это реально только воровством) и увести их из страны, пока не отняли. Озлобленность порождает озлобленность.

Годы тяжелого труда

За возвышенными речами о «дивном новом мире», который возникнет в результате модернизации, нельзя забывать, что любая модернизация делается потом, а то и кровью. Турбины Днепрогэса, домны Магнитки, станки и прессы Уралмаша были оплачены миллионами голодных смертей - хлеб продавали за валюту, чтобы купить оборудование, чертежи, оплатить иностранных специалистов. Вместо того, чтобы накормить и обуть измученных людей после войны, деньги направляли на развитие науки. В 30-е, 40-е, 50-е годы средний советский труженик получал меньше, чем при «проклятом царском режиме». Похожими методами действовал Петр I: всякий помнит, что Питер стоит на костях...

И Россия здесь не исключение. Китайское экономическое чудо оплачено нищетой деревни, которая не ропщет, поскольку нищенствует веками. Возьмите любую быстрорастущую экономику (Индия, Китай, Малайзия) - везде вы обнаружите ужасающую нищету большинства населения. Высокое благосостояние - лишь результат скачка, который приходит далеко не сразу.

Россияне в этом плане сбиты с толку ориентацией на Европу и опытом последних советских десятилетий, когда власть покупала лояльность людей благосостоянием и разрешая работать вполсилы, а это, в свою очередь, давалось ценой отказа от долгосрочных программ.

Короче говоря, мы хотим жить как Европа - но ведь до такого уровня экономики нужно «допрыгнуть». Мы это понимаем и завидуем темпам роста Бразилии или Индии - но вот только вряд ли кто-то согласится жить впроголодь и хватаясь за любую работу, как обитатель «фавел» Рио-де-Жанейро или закоулков Мумбая, убедительно показанных в фильме «Миллионер из трущоб»

Что, кроме слов?

Так как российский бюджет начал действовать, то мы можем посмотреть, сколько конкретно денег выделяется на модернизацию в 2010 году. Это где-то меньше 5,5 млрд руб., проходящих по подразделу «Общеэкономические вопросы». А среди получателей этих денег те, кто работает на космос, развивает суперкомпьютеры, организаторы производства новейших медицинских препаратов...

Для сравнения сообщим, что до кризиса инвестпроект меньше 5 млрд считался мелочью. А на разработку только одной проектной документации для центральной кольцевой дороги в Московской области был израсходован 1 млрд руб. Но, с другой стороны, денег всегда не хватает. И уже хорошо, что модернизацию начали финансировать.

В то же время обращает на себя внимание то, что среди получателей «модернизационных» денег - преимущественно государственные корпорации. Не получаем ли мы под красивой вывеской очередную распилку бюджета среди приближенных к власти деятелей промышленности и науки?