Цензорам монашеской миски
На модерации
Отложенный
Участившиеся в последнее время нападки на Русскую православную церковь все больше и больше напоминают снежный ком.
Запущенный вполне понятными силами для отвлечения внимания от сомнительных результатов выборов маленький снежок, на что охотно купилась либеральная оппозиция, все более и более разрастается, на него налепляется грязь, он набирает скорость. И циничный парадокс момента в том, что именно Святая Церковь стала разменной монетой в руках пиарщиков, ловко смешавших ее в одном рекламном котле с антигеевской кампанией, организованной для переключения внимания «прогрессивной общественности» от прошедших выборов. Хотя сами эти провокационные механизмы, типа хамской выходки «блудниц во Храме» и вымученной истории с часами, для обсуждения не интересны вообще, тем более, что сказано на эту тему уже более, чем достаточно.
Казалось бы, к чему привыкать - Церковь критиковали многократно, жестко и агрессивно, и не только в период советских гонений, но и после перестройки - в моменты ее расцвета и возрождения. И нынешняя агрессия - очевидная плата за активную социальную позицию, которую за эти годы артикулировал ее Предстоятель, вознеся свое пастырское слово на такую высоту Духа, и тем раздразнив все антихристианские силы. Ведь очевидно, что критика эта обострилась с момента приезда в Россию Честнаго Пояса Пресвятой Богородицы. Приезд в Россию святыни, помимо действительного чуда паломничества к ней, сопровождался таким бурным всплеском негативной энергии, злобы, шипения и осуждения, что невольно начинаешь осознавать, какое сопротивление темных сил вызвало это проявление народной тяги к святыне. Были мобилизованы все ресурсы для противодействия, в том числе через механизмы искушения самих православных. Реакция нездоровая, но, наверное, вполне объяснимая в контексте усиливающегося антихристианского витка «мировой цивилизации».
Но самое печальное именно то, что за последнее время участились эти нападки со стороны не только внешней - людей, считающих себя атеистами и носителями некоей светской этики, но и многих, считающих себя православными, - журналистов, публицистов, блоггеров и просто социально активных граждан. Кто-то повелся на тему «защиты блудниц», кто-то - на часы, не ровен час - еще что-нибудь появится.
И если нападки первой категории - условных атеистов и «гуманистов-агностиков», видящих в Церкви некий паразитарный орган, продающий «опиум для народа», в принципе, абсолютно понятны, то антицерковные настроения среди недавно относящих себя к православной пастве - сигнал более чем тревожный. Интересно то, что оба эти аспекта нападок я, как верующий православный человек, теперь вижу как бы изнутри, ибо, что греха таить, совсем недавно относил себя к первой категории гонителей и критиков нашей Православной Церкви.
Оставляя в стороне причины моего воцерковления, или «просветления», как не имеющие отношения к теме данного разговора, отмечу лишь, что произошло оно неким Божиим касанием и прозрением через неисповедимые пути Провидения, в чем-то нелегкие и жертвенные, и, увы, не с моей стороны, а через близких мне людей. Как изумительно сказал великий французский писатель-мистик Ж.К.Гюисманс в романе «На пути»: «Не было у меня пути в Дамаск, из ряда вон выходящего события...., но в одно прекрасное утро ты просыпаешься, а это случилось, неизвестно как и почему».
При этом мой прошлый период жизни, наполненный праздностью «светской этики» и «соображениями предрассудка», дает мне сегодня все основания искренне не только не осуждать, но глубоко понимать и скорбеть о заблуждениях тех, кто в своем отвержении Церкви еще не нашел в себе сил открыть глаза. Все мы нищие духом, только одни это осознают и стараются по крупинкам стяжать Божию благодать, другие же рассчитывают только на свой разум и воспринимают окружающий мир с точки зрения собственного житейского опыта, а он у большинства из нас скудный. Таким хочется сказать: не осуждай, но помоги созидать. А если совсем не нравится, как служат Господу, то оставь все и приди в Дом Божий и укрась его лучше. Сделай лучше хотя бы один приход, сам заботою своей дари любовь Христову, умножай Свет Господа в этом «темном царстве». Попробуй своим примером хотя бы одному показать путь ко спасению души.
Вы имеете глаза - и не видите, и потому Вас жаль. Вы критикуете, и критика - это хорошо и полезно, но она не должна быть агрессивной, злобной и непримиримой, идущей только от интеллекта и логики. Она не должна искушать нас, как православных людей, на «участие в драке», ибо держащие палку, как известно, «не ведают что творят».
И поэтому, отвечать на нападки тех, кто пытается «обличать» Церковь якобы в «бизнесе на вере людей», «вмешательстве в дела светского государства» и в прочих грехах, и делает это с вопиющим восхищением своим остроумием, интеллектом и резвостью слова, наверное, надо, но снисходительно и мягко, и эта полемика не есть тема нынешнего обсуждения. Даже когда в прессе появляются публикации, обрушивающие на голову священнослужителей гром и молнии светского гнева: объявляющие результатом «политического 2011 года моральный крах РПЦ МП» и обвиняющие священноначалие РПЦ в «дискредитации Московского патриархата как такового», эти явления наверное надо воспринимать по христиански, как очередные нападки на Церковь, как пощечины смиренному слуге, ибо каждый священнослужитель не за себя стоит у Престола Божьего, но за всех нас.
Грустно другое - с какой легкостью многие «православные» искусились и с каким воодушевлением в социальных сетях бросились у себя размещать ссылки на эти статьи, ставить галочки «мне нравится». Каждое заявление Церкви моментально вызывает шквал злобных комментариев в сетях и блогах со стороны опять же называющей себя «верующей» общественности. Но должны ли считающие себя православными, в тот же миг хвататься за камни?
Другое, намного важнее и тревожней, нежели критика защитников «блудниц из Храма» - почему многие верующие люди, коль скоро они себя таковыми считают и позиционируют, массово впадают в соблазн осуждения, один за другим начиная декларировать свое разочарование в стиле: «вера и церковь - разные вещи», или «я считаю себя православным, но вне связи с РПЦ». Таким хочется сказать: Господь есть глава Церкви, и лучше прилепиться к телу, став хоть ноготком, чем быть плевком на Его лице, плевок сотрется, а Церковь останется, ибо Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её», и свято исполнением всякое слово Его.
И прежде, чем взять в руки критическое перо, не стоит ли подумать об ответственности за Слово, ведь каждый становится с каждой написанной строчкой для людей неким идеологом, а может даже локомотивом, ведущим общество в определенном направлении. И стоит много раз задуматься - не приведут ли эти бодрые и дерзкие соображения целый народ к пропасти. Горе нам, пишущим обвинительные приговоры ради собственной значимости и величия, ведь все, что не от Бога - то от лукавого, и кто не с Господом - тот против Него. Вы соблазняете малых читателей, которые, научившись от вас, сами начинают осуждать Божее творение. Пройдет время, и они попрут вас, а на страшном суде будут прикрываться вашей писаниной, называя вас учителями, лжепророками и антихристами.
Один за другим называющие себя верующими, медийные люди начинают сыпать осуждениями в адрес Русской православной церкви. В своем блоге и в многочисленных ток-шоу называющий себя историком режиссер Евгений Панасенков вдруг начинает обличать тех, кто «приватизировал» понятия Бога, морали и греха - и сделал из этого «вульгарный бизнес», «пудовые раззолоченные одеяния, лобзания с кесарями, благословение кровопролитий, иномарки и обжорство». Обличать безапелляционно и хамски, с явным самолюбованием - обличать всех подряд, что называется оптом. При этом, как и многие прочие критики, автор оговаривается «Если я не верю, к примеру, разным (но таким одинаковым!) попам - это не означает, что я не верю Богу и в Бога». Вот так и получается - «разным, но таким одинаковым». И каким уместным замечанием к этому являются слова Святейшего Патриарха, «что какие-то отдельные случаи, связанные с порочной недостойной жизнью священника представляются народу как некий образ того, что происходит в Церкви. Это не критика, а это желание подорвать у людей веру в Церковь, подорвать авторитет духовенства, сказать людям: не надо туда ходить к этим священникам, они вот такие, как тот или другой, о грехах которого стало известно».
Эти слова не так давно прозвучали в таком своевременном обращении Святейшего Патриарха Кирилла в связи с несправедливой критикой священников. При этом многие не осознали в этой речи того, что звучало, а услышали «только слова», снова искусившись на ворчливый скепсис, упустив, помимо прочего, самое глубокое, а именно - ох какое жесткое, назидание священнослужителям. И назидание от того, кто единственно имеет на это право - в очевидной глубокой скорби и печали обратиться со словами предостережения и вразумления к тем, кто «приносит всем грамоту от Бога-Царя»: «Какая же ответственность на священнике, если кто-то грамоту не принимает, потому что он грязный, или небрежный, или плохо выглядит. Не в прямом, конечно, а в переносном смысле существенных этих слов. И, наверное, особый суд будет над теми, кто будет посланниками Бога - Царя, кто должен был вручить людям эту грамоту». Неужели недостаточно жестко для нашего уха прозвучали эти слова Святейшего Патриарха в адрес служителей Церкви?
На фоне этого, как может кто-то найти в себе соответствующее достоинство присовокупить свой голос к прозвучавшей критике? Кроме того, всегда надо помнить, что искушаясь на критику, мы в каждом порицании видим самих себя - зрим в корень своим же недостаткам и порокам. Увидел на службе зевнувшего монаха - и осудил, и опять же искусился: вот лентяи, а то, что многочасовыми молитвенными правилами он изнуряет себя бессонными ночами, молясь за наши грехи Господу и готовясь к службе, дабы не в осуждение подойти к Чаше Причастия, нашему испорченному восприятию не видится вовсе. Подозревая служителей Церкви в измышляемых нами порой недостатках, только обличаем самих себя - в многостяжании, корыстолюбии и столь многом другом недостойном, как в зеркале, видим свои же грехи порой в тех, в ком их совсем нет, и клевещем - себе лишь самим в осуждение. Как будто не для нас сказано про «сучок в глазе брата твоего» и «кто же скажет брату своему: «рака». Хотя в данном случае речь идет даже не о суждении ближнего своего, а об осуждении облеченных печатью Божественного доверия, кому нести ответ за свое служение отнюдь не перед нами или даже Святейшим, а пред самим Создателем. И стоит ли нам, особенно многим, считающим себя «давно воцерковленными», брать на себя миссию арбитра? Преподобный Серафим Саровский говорил: «Вот придут к тебе когда сестры по монастырю и будут осуждать: «Вот этот так делает, вот этот так делает», а ты скажи: «Я уж с собой-то разобраться не могу, что мне других судить».
Здесь опять же уместны слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Рассуждая о высоте священнического служения, почему Бог не вручил священническое служение Ангелам? А потому, что Ангелы бездушны и бестелесны. И вручил это служение людям, которые согрешают и падают, но вместе с паствой восстают».
Имеет ли смысл, подсчитывая стоимость архиерейского облачения, заглядывать в церковную кружку, наполненную, увы, совсем не нами, чтобы через эти искушениялишать самих себя великой благости Божественного сопричастия. Поистине, один, целуя Крест в храме, умиляется святыне, а другой видит инкрустированные в него камни.
Православная Церковь пережила разные сложные времена - и периоды гонений, до тюрьмы и до смерти, и внутренних искусов, и фанфар, переживет она и критику - и предвзятую, и в чем-то справедливую, и на место лукавствующих умом придут те, кто в позолоченной митре будет видеть ангельский свет, в дорогих окладах икон - восславление Господа и Святителей его, а в церковной лавке - радость пожертвования. Церковь переживет!
Проживем ли мы без Нее - гордые критики, строгие ревизоры душ и порядков, цензоры содержания монашеской миски - не осиротим ли мы свою душу, призывая к ответу тех, кто в отличие от нас уже призван Создателем ко служению? Наше ли это дело? Господь говорит: «Мне суд и Я воздам». Каждый же должен больше переживать за то, какой он даст ответ пред Богом за вверенные ему таланты.
С другой стороны, возможно даже и хорошо, что эти нападки происходят именно сейчас - во время Великого Поста, когда верующие больше укрепляются молитвой и меньше могут искушаться как на гнев в отношении хулителей, так и на это метание грязью. Так что это тоже по Промыслу... А кому суждено искуситься - ему же в осуждение...
Комментарии
Я по крайней мере пост соблюдал.
Маленький, очень маленький ребенок верит в родителей и по иному не может. Они, с его точки зрения, всемогущи, всеведущи и всеблаги.
Дальше думайте сами, если хотите, конечно.
Вам же всё черти мерещатся. А по поводу не желания призывать попов на отпевание, то ничего страшного в этом не вижу. Отпевание как и Толстой признавал, есть ересь православная, никаким образом Библией не подтверждающееся.
И ещё вы это сами придумали?
"кому церковь (я так понимаю православная) не мать, тому Бог не отец."
Я не отрицаю Бога. Просто он мне похеру. Я потеист.
За гуманизм и прогресс.
Ваши предки всем племенем тотему поклонялись, прежде чем завалить бизона на прокорм.
Но ещё не всё было процитировано из Шаховского. Волосы встанут дыбом. А верить ли "попам" или некрещёным - дело каждого.
И почему заблуждения мирского человека, пусть и великого писателя, для вас больший аргумент, чем толкования о вере святых отцов и учителей церкви?
По поводу святых отцов, так ведь читая их труды можно найти массу несоответствия с Библией и учениями Христа. Почему они для меня должны быть более авторитетнее? К тому же масса этих отцов и учителей не более чем самозванцы. К примеру, в Библии описана жизнь ряда апостолов Христа, в книге Деяний, им я верю. Но после смерти последнего апостола Иоанна, в христианство быстрыми темпами стало проникать язычество. Чего стоит один Никейский собор. Этим отцам я не верю. Достаточно взять в руки Библию и сравнить их толкования, то сразу видно, где ложь, а где истина.
Но вы оспариваете то, о чём давно известно и исследователям жизни Толстого, и историкам литературы. Потрудитесь гуглануть. О книге Шаховского напомнил по той причине, что в ней произведён такой мощный анализ мировоззрения Толстого, какого не найдёте даже у Бунина.
А почему я должен Шаховскому верить? Он из попов, а каждая лягушка своё болото хвалит. Поэтому будет только субъективное мнение. И к тому же эта книга всего лишь попытка оправдаться. Я например больше верю Петрову Г. И. написавшему «Отлучение Льва Толстого от церкви».
Петров Г. И. Отлучение Льва Толстого от церкви
А также незабываемое от Володи Семёнова, сторонника совсем уж странных сексуальных меньшинств - зоофилов: "Я к Путину в Кремль пришел в розовом платье с откляченным задом".
http://kp.ru/daily/22559/9706/
То-то от статьи антиправославным либерастным душком тянет.
А "экологические движения" - приоритетный проект Агентства Международного Развития Соединённых Штатов.
- и т.д и т.п. т.е. очередная поповская хрень ни о чем
Полный бред. Об этом твердил еще в 90-х годах на 3-м канале Крутов, который вел передачу Русский дом. Таким путем через провокации они добились входа во все государственные структуры, во все образовательные учреждения, на закрытые военные объекты. Поэтому у нас и падает вся техника России.
Так что это обычная провокация. Крысы почуяли запах тонущего корабля, вот и завопили, чтобы отвлечь внимания народа от насущных проблем, от увеличении пенсионного возраста. Ведь попы до гроба находятся в храмах. И им пенсия не нужна. А тем более, они не хотят никому платить пенсии.
По делу одна строчка, а остальное: "вы все порождения сатаны, изыдите и покайтесь!!!" и пр. и пр.
Сразу видно человека, ничего путнего и конкретного в своей жизни не сделавшего,
а только протиравшего штаны в различных фондах, партиях и партейках.
Типичный грантосос.
Сколько жалоб обрушиил на горькую судьбу служителей церкви!
Сколько красивых слов насобирал, чтобы оправдаться от критики!
Но, заметьте, ни одного слов в опровержение этой критики. Нет у него ни слов, ни аргументов. Крыть нечем!
Вот и получается, что автор погружается в дерьмо быстрее самой церкви, с опережением.
А что до "либералов" и т.п. скажу так: с 1996-го ни на одни выборы не ходил. И на те пришлось идти по принуждению - служил в армии.
Я аполитичен и потеистичен. Не надо на меня вешать свои бесовские ярлыки. Живу и выполняю свою работу. Только, в отличии овец из паствы имею разум и глаза. Вижу и понимаю, насколько жрецы оборзели.
Сразу представляешь себе ее мятой оловянной староверческой или аллюминиевой времен советской столовки...
Да вот непонятно лишь - почему вдруг в наше время монашеская миска оказалась золотой. И даже перестало быть стыдным для скромного "слуги бога" иметь роскошь, недостижимую пастве.
За что? за какие заслуги? перед кем?...