Празднества назло
На модерации
Отложенный
Недавно я наткнулся на новость: якобы Япония, в отместку за отказ России вернуть ей Курилы, учредила у себя государственный праздник в честь победы у Цусимы. "Не верю, – скажет любой здравомыслящий человек, – такого не может быть, потому что не может быть никогда…". Впрочем, закончим фразу: "…исключая постсоветское пространство".
Действительно, кажется только на просторах бывшего СССР новоявленные независимые государства, изживая застарелый комплекс неполноценности, выхватывают из карманов старательно спрятанные ранее фиги. В ход идут и старые обиды советских времён, и новые. Как обычно, тон задал бывший "старший брат": в 2004 году Госдума учредила российский государственный праздник – день изгнания польских захватчиков. Речь, как мы помним, – о событиях 1612 года, когда ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского очистило московский Кремль от польского гарнизона. Мотивация депутатов предельно проста: надо чем-то заткнуть дыру, образовавшуюся после отмены празднования злосчастного октябрьского переворота, ну и по случаю продемонстрировать свое отношение к нынешним Польше и Литве.
Со временем формула "Назло надменному соседу" – в применении к праздникам – распространилась и на другие постсоветские страны. Тем более, что прорубив окно в Европу, они стали усердно заколачивать окна в сторону России.
Дело порой касалось событий печальных и трагических: там, где историки ломали копья в поисках объективной оценки событий, политики росчерком пера утверждали свою прихоть. На Украине ввели День памяти "украинских мучеников, погибших в Батурине в борьбе с москалями". События трёхсотлетней давности, где смешались героизм и предательство, патриотизм и фарисейство, в одночасье получили однозначную интерпретацию.
Теперь вот и Грузия оказалась среди реформаторов государственных праздников. Любимый грузинами Новый год в этот раз справлялся с невиданным размахом. В Батуми, где проходило главное действо, собрали цвет мировой оперной сцены. На площади, заполненной народом, пел прилетевший на собственном самолёте тенор Хосе Каррерас. Несмотря на влажность – у Каррераса и у грузинских оперных звёзд шел пар изо рта – праздник удался на славу. В первом ряду импровизированного зала под открытым небом сидел Михаил Саакашвили. Судя по комментариям, данным им представителям прессы, президент остался в высшей степени доволен праздником. Однако одна его фраза вызвала недоумение: Саакашвили сказал, что Грузия с размахом отпраздновала наступление Нового года "всем врагам назло". Местные политологи не преминули язвительно отметить это странное новшество в традиции грузинских торжеств.
Комментарии