Совок и новорусская казенщина - адский компот, именуемый школой
На модерации
Отложенный
Те, кто требует закрыть сериал «Школа», не хотят признаться, что их раздражает не содержание и не стилистика фильма, а общая пугающе-правдивая атмосфера пустоты нашей жизни.
С сериалом «Школа» у нас, считай, крупный общественный скандал. Причем бурная реакция общества на увиденное подкупает непосредственностью в оценках - «на самом деле там все еще хуже» и «сколько можно лить грязь на наших учителей». И, конечно, протесты со стороны самих учителей; и требования все это немедленно запретить, закрыть и зарыть, и заявления, что это диверсия с Запада.
Остается только дождаться, чтобы режиссер Гай Германика собрала пресс-конференцию и заявила, что у нее есть 300 часов аудиозаписей разговоров учителей с учениками, но она отдаст их только лично премьер-министру России, потому что это секретная информация.
Опять ткнули в нарыв, опять он потек тысячами интерпретаций. Разница тут только в том, что инициатором всего этого дела стал Первый канал, который совершенно сознательно решился на радикальный художественный эксперимент - для того чтобы вернуть интерес молодой аудитории, которая давным-давно забила на телевизор и ушла в Интернет. А вернуть эту аудиторию можно только радикальными средствами - вроде сериала «Школа», но, поскольку главными зрителями Первого являются по-прежнему все те же пенсионеры и домохозяйки, они первыми этот сериал и увидели.
Причем они там увидели не только своих, так сказать, внуков, но и самих себя.
Там, если вы заметили, у главной героини ни папы, ни мамы - она учится дома, живет в квартире с дедушкой и бабушкой. Образ дедушки, заслуженного учителя России, требует особого внимания. Я, кстати, совершенно не понимаю тех, то пишет, что образы в сериале плоские, а сюжет простой: кажется, ничего более глубокого и точного, чем образы пожилых людей в «Школе», у нас на экране в последние годы не было.
Но главное в сериале - вовсе не быковатая манера общения подростков, не то, что они бухают на переменах вместо того, чтобы учиться. Тут главное - общая тягостная атмосфера фильма. Ну так вот режиссер Германика видит мир, такая у нее манера, это было понятно и по прошлым ее работам - у нее необязательно зима в кадре, но обязательно какое-то мерзостное ощущение отчуждения, пустоты, холода собачьего и человечьего: и единственная возможность смотреть это - впасть в некое оцепенение, анабиоз.
Большинство тех, кто сегодня ругает сериал и просит принять меры, не отдают себе отчета в том, что их раздражает не содержание и не стилистика, а эта общая атмосфера пустоты и немоты. Германика снимает не «чернуху», как принято у нас говорить, а скорее «серуху», серь: тщету жизни как таковую, которая в подростковом возрасте впервые ярко осознается. Вдуматься: ведь ничего более страшного в юности нет, когда вдруг понимаешь, что смерть - это для всех, а не только для тех, кто плохо себя вел.
Классические для подросткового кино конфликты - например, отцов и детей - в «Школе» сознательно усугубляются. Недаром здесь противопоставлены внуки и деды, условные 16-летние и условные 60-летние: учителя с советским еще опытом, пришедшие в школу еще при Брежневе. Поэтому между учениками и учителями тут не просто разница, а непреодолимая пропасть, пустыня: недаром на реплику ученика «Но я ведь личность» пожилой учитель отвечает: «Ну, положим, личность я в последний раз видел году так в 1980-м». В этой фразе - весь масштаб пропасти. Во мне вовсе нет ненависти к старикам-учителям: просто они сами попали в дикий переплет. Это люди, для которых стройная картина мира разрушилась еще в перестройку - и все последующие поколения школьников для них - как пришельцы: и учителя их в принципе не понимают и не чувствуют, да и за людей не считают - точно так же, как и их самих тоже не считают за людей.
Таким образом, тот самый конфликт поколений в школе, который в 1960-е или 1980-е мог при всех трудностях перевода принести пользу обеим сторонам, - сегодня он ничего, кроме взаимного отчуждения и озлобления, породить не может: там нечем, некому и не с кем делиться.
И потому здесь, как это и показано в сериале, конфликт взаимоопустошающий: результатом его и является ситуация моральной дезинтеграции, пустыня безличного, немотивированной жестокости.
Многие учителя, которые остались в школах еще с советских времен потому, что больше им идти было некуда, - по-своему хорошие люди, я не спорю, но они - не просто другие, но совсем другие люди. И они невольно учат нынешних детей тому же и так же, как учили и нас, в 1980-е годы.
В одной только первой серии «Школы» - россыпь восхитительных деталей: вспомните, с какой интонацией секретарь говорит первоклассникам на юбилее заслуженного учителя: «Подошли, вручили, отошли», - и сует каждому в руки по гвоздике: уже в одной этой фразе - вся фальшь и двойная мораль этого мира. А на сцене в этот момент громко звучит песня «Валенки», под которую танцует ученица старших классов. Вот он, весь налицо - весь этот герметичный, застывший, законсервированный совок отношений - причем все это сверху еще густо покрыто новорусской казенщиной, образовавшей вместе с казенщиной советской адский компот, именуемый по привычке школой.
Зато сериал вернул на экраны само понятие конфликтности в художественном произведении - которая у нас чаще всего в сериалах дутая и формальная.
Конфликт в молодежном кино давно поставлен на службу власти: сталинский вариант «борьбы хорошего с еще лучшим» в 1960-е сменился борьбой «с отдельными нехорошими людьми» - но советское кино почти всегда уходило от конфликтов актуальных и неразрешимых: национальных, межполовых, а также социальных, основанных на желании доминирования, самоутверждения за счет унижения, подчинения других. «Ты че от меня хочешь? Ты же совсем меня не знаешь?» - спрашивает в сериале один подросток другого. - «Хочу человека из тебя сделать». О, какая очаровательная реплика, как в ней много знакомого, глубинного, как это по-нашему и как знакомо! Делать из человека что-либо, не спрашивая его самого. Но там есть еще более тонкий конфликт: странная дружба, которая возникает между сыном алкоголика и восточным мальчиком, сыном кухарки-мигрантки. «Ты че, черномазый, я же с тобой единственный из класса как с человеком разговариваю», - это очень скоро прорежется настоящая мотивация дружбы, которая, естественно, закончится дракой.
И сама кухарка, которая подкармливает сына котлетами на перемене, приговаривая: «Ешь, ешь, уважают только сильных», - от этих котлет его позже стошнит на уроке - прямо как будто сошла с картины Владимира Маковского «Свидание»: как это говорится на убогом языке школьных учебников, «свое отношение к жизни, гнев и возмущение по поводу страданий и унижений, переживаемых простыми людьми, передовые русские художники выразили в своих картинах».
Германика и есть в своем роде художник-передвижник - только у нее, в отличие от прежних, нет веры в хорошего человека. Люди у нее в сериале взяты такими, какие они есть: не плохими, не хорошими, а физиологическими - ведь чем младше человек, тем он физиологичнее. Он живет, побуждаемый не разумом, а инстинктом, что к 9-10 классу проявляется наиболее ярко.
Есть те, кто пишет, что сериал этот - отвлекающий маневр, вариант заигрывания с интеллигенцией, игра в правду жизни. Скоро обязательно напишут и другие - глянцевые интеллектуалы с обаятельной ухмылкой нам расскажут, что Германика просто цинично стебет, что она сделала сатиру, пародию на трэш, которую только глупцы признают за правду. Но даже со всеми поправками нельзя все же не увидеть в этом сериале именно правду: не то что правду жизни - кто ее вообще способен выразить, кто возьмет на себя такую смелость сегодня, но правду субъективного мироощущения, которая удивительным образом совпадает с твоей собственной.
Комментарии
А как еще может увидеть мир и школу "Чучело козы с анальным отверстием"?
Мне кажется, это все совершенно естественно.
Вопрос только в том, надо ли, чтобы мы все смотрели на школу из анального отверстия этого самого чучела козы?
Было-было-было-было... но прошло...
(хотя не думаю, что и сегодня так все катастрофично)
Зато сейчас есть ЕГЭ! Ура министру Андрею Фурсенко! А, может быть, сериал Школа - это заказ Министерства образования и науки РФ? А знаете, я не удивлюсь, если так оно и есть. Тогда Фурсенко может сказать - вот видите, с каким материалом (школьниками и учителями) нам приходится работать!
А "лучшие школы мира" - это какие? Американские?
А лучшими школами мира я называю школы без географических признаков, школы, выпускающих потенциально ярких, умных, с достойным воспитанием и правильным мироощущением людей. Людей, развивающих нашу планету к лучшему.
И про учителей я согласен. И про гопнические школы.
Но вопрос не про то - считаете ли Вы, что сериал Школа - это нужный и полезный сериал на официальном государственном телеканале?
А может, следовало бы сделать сериал про нормальную школу, какую выбрали, например, Вы - и чтобы дети спрашивали у своих родителей - а почему в нашей школе не так?
Кстати, гопоты хватало и в советских школах (я уж не говорю про отдельные ПТУ). Даже с излишком. Но почему-то у КПСС хватало мозгов не афишировать это дело, а как-то бороться с этим. И зарплата у учителей была не настолько нищенская, как сейчас.
А ЕГЭ за год – два определит место элитной и гопнической школы.
Реформа школы нужна, в частности, в организации отдельных мужских и женских школ; школ, ориентированных на конкретные виды профессиональной образования после окончания школы (типа: реальные училища, гимназии дореволюционной России); в изменении условий финансирования, возможности использования денег родителей, (например, при обучения детей в «элитных школах-интернатах»), в качестве учебников и т.д. Большинство учебников написаны авторами, которые, похоже, ни когда сами не преподавали.
.
Отличие «элитной» школы от «гопнической» чисто внешние. Никто не скажет, в какой из школ наиболее ярко раскроется личность. Воочию наблюдал (в течение 1,5 лет) как медалистка элитной гимназии, крупного города Урала, приехавшая в Питер, после двух лет в престижном ВУЗе, стала вести себя хуже любого выпускника "гопнической" школы. Спасать пришлось в клинике неврозов. Молодые люди - выпускники "гопнических" школ глубинки и Питера, оканчивали питерские и московские ВУЗы, основывали своё дело, семьи и прекрасно живут.
Школа, особенно начальная, существенно влияет на успешность ребенка в самопознании, в самообразованию, в готовности к получению профессионального образования. Но на поведение ребенка, его отношение к окружающим, умение воспринимать хорошее и плохое, уметь сохранять достоинство, уметь общаться, уметь защищаться, уметь учиться и т.д., в первую очередь, влияет воспитание, полученное в дошкольные годы в семье, и отношение членов семьи к окружающим, к происходящему вокруг. А так же, умение родителей помочь ребенку с проблемами, которые возникают у него в школе с соучениками, педагогами.
В конце 80-х, начале 90-х в СПб было проведено широкомасштабное исследование (проф. Лебедев О.Е.- руководитель в те годы ГорУНО) о составе выпускников РГПУ им. Герцена и др. педагогических образовательных учреждений, которое в частности показало, что более 75% будущих педагогов, обладают комплексом «непризнанного лидера», которые в работе, будут стремиться удовлетворить свои амбиций лидера, со всеми, вытекающими из этого, последствиями для окружающих. По большому счету это не страшно, потому что задача ШКОЛЫ учить детей, т.е. вкладывать в их головы знания, необходимые для дальнейшего профессионального образования. А вкладывание знаний – чисто технологический процесс, который осуществляется обученными для этого специалистами – педагогами Опыт всех поколений говорит, что амбиции педагогов большого влияния на саму технологию передачи знаний не оказывают.
Настаиваю на повторе моей фразы:
А дети - продукт генетики плюс родительсткого воздействия плюс воздействия образовательного учреждения плюс влияние компании или друзей. Где провалы случились, там и ущербность каждого из нас.
"Розыгрыш"
"В моей смерти про винить Клаву К." и т.п.
А это о стадах человекоподобных, формирующихся, в том числе и под влиянием таких с далеко идущими целями и последствиями поделок, стоящих в ряду с "Солдатами", "Ментами", "Домами" и т.д.
Некоторые избранные держат наш народ за быдло. А те из народа, кто взирает с умилением на такие поделки, своим поведением подтверждает, что эти избранные правы. А они снова, и снова суют гадость и мерзость "пиплу". А "пипл" всё хавает и хавает!
Хочется такое видеть? Для чего? Удовольствие словить? Тогда либо быстренько в очередь к психиатру.