НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ МОНАХИНЬ ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
На модерации
Отложенный
Корреспондент МТРК «Мир» пожила в Серафимо-Дивеевском монастыре в статусе трудницы и познакомилась с бытом местных послушниц.
Православные празднуют Воскресение Христово. Всю минувшую неделю верующие готовились к этому событию и одновременно вспоминали Страсти Христовы - последние дни жизни Спасителя. Страстная седмица - самая важная неделя Великого поста. Интересно, что богословы эти дни к посту уже и не относят. Считается, что это больше, чем пост. Причем даже устав церкви не дает точных указаний, как должен христианин проводить эту неделю - что есть и как молиться.
Корреспондент МТРК «Мир» Людмила Горчакова на несколько дней отправилась в Серафимо-Дивеевский монастырь. Но в послушницы ее все равно не приняли. Зато записали в трудницы - так называют тех, кто живет и работает с монахинями. Предлагаем вашему вниманию репортаж с места событий.
День в монастыре начинается с утренней службы. В 05:30 сестры идут в храм молиться. Но на Страстной неделе - особое расписание. В утреннем тумане бесшумно плывут темные фигуры. Молча склонившись над молитвенниками, стягиваются к собору. Вслед за ними - сотни прихожан. Утренний молебен длится почти четыре часа. Лишь ближе к 11:00 сестры выходят из храма - уже выпрямились, улыбаются и разговаривают: можно начинать день.
Быстро подкрепиться - и на послушание. Это то, что в миру называют работой. У каждой сестры свое занятие, например, следить за порядком в храме, готовить еду или встречать паломников. Но в эти дни многие послушания отменяются. Сейчас у 460 дивеевских сестер одно главное дело - подготовиться к Пасхе.
На тесной кухоньке сестры и их помощницы из села превращают скучную сдобу в праздничные куличи. Вручную им предстоит украсить почти 500 штук - сестрам на стол, на подарки и на продажу.
Мать Иоасафа готовиться встретить 17-ю Пасху в монастыре. Она пришла сюда еще совсем девочкой - сразу после школы. С детства знала, что свяжет свою жизнь с церковью. А однажды с мамой приехала в Дивеево и почувствовала, что здесь ее место. «Я обратилась к старцу, отцу Кириллу. Он сказал, что мне нужно остаться в этом месте, но прежде пожить еще дома. Я так поступила. Конечно, у меня сразу начались всякие испытания. Враг препятствовал моему приходу в монастырь», - рассказывает монахиня.
Но и в монастыре путь к Богу оказался непростым. Право стать монахиней надо еще заслужить. Сначала ты кандидатка в послушницы, потом послушница, затем инокиня, и лишь после этого можешь получить благословение на постриг.
Мать Силуана то и дело шутит, вызывая хохот всей компании, учит правильно наносить глазурь и интересуется, чем в Москве закончилась история с Pussy Riot.
Все это совсем не похоже на обывательские представления о монастыре. Но в Дивеево сестры никогда и не были изолированы от внешнего мира.
Еще два года назад трудница Елена Витьковская была рядовой чиновницей - работала в центре занятости. Правда, в храм и тогда ходила регулярно. А однажды поняла, что хочет жить при монастыре. Из далекого Екатеринбурга в Дивеево переехала вместе с сыном. В густом пару монастырской кухни Елена вместе с другими трудницами и сестрами творит главный пасхальный символ. От утренней до вечерней службы нужно успеть подготовить к Пасхе почти три тысячи яиц. Луковую шелуху на монастырской кухне начали собирать еще зимой. Шутка ли - шесть мешков.
Великий четверг. Вечерняя служба. Впрочем, называется она Утреня Великого Пятка, потому что вспоминают на ней то, что произошло с Христом в пятницу - распятие, крестные страдания и погребение в пещере. Траурный день. Сестры зажигают свечи. Служба заканчивается затемно. Но и после нее жизнь в монастыре не замирает, хоть по уставу в 23:00 здесь отбой.
Кажется, что в преддверии Пасхи здесь, в Дивеево, никогда не спят. Ловкими движениями флористы втыкают во влажную губку белые хризантемы и орхидеи. Пышные цветочные колонны должны занять центр храма - то место, куда вынесут плащаницу. А на втором этаже - повсюду гвоздики, розы и тоже орхидеи - только уже ярко желтые, праздничные.
У флориста Ольга Тимоха диплом швейцарской ассоциации флористов и своя цветочная мастерская в Москве. Но несколько раз в год она бросает все дела и отправляется в Нижегородскую область украшать Троицкий собор Дивеевского монастыря к очередному празднику. С ней - два десятка единомышленниц - тоже приехали из столицы. Пока все молятся, они спят. Пока все спят - работают.
На следующий день под куполом храма уже парят восемь цветочных гирлянд. В центре - белоснежный алтарь для плащаницы. Все готово для главного обряда Великой Пятницы. Великая Пятница - самый печальный день Страстной Седмицы. Сестры держат строгий пост - до окончания вечерни есть вообще нельзя. Они много молятся и даже разговаривают лишь по крайней необходимости.
«Церковь в своих песнопениях призывает человека и печалиться, и сострадать Спасителю, и в то же время радоваться, что совершилось искупление грехов рода человеческого, что впереди Пасха», - поясняет протоиерей, клирик Серафимо-Дивеевского монастыря Павел Павликов.
Там, где вместо «Здравствуйте» говорят «Благословите», вместо «Спасибо» - «Спаси Господи», вместо «Пожалуйста» - «Во славу Божию», для человека мирского многие двери всегда будут закрыты.
Комментарии