Сказка про белого бычка

На модерации Отложенный

Парадоксально развивается ситуация вокруг дела Алексей Козлова.

Представители оппозиции продолжает уверять друг друга, что Козлов — чуть ли не Нельсон Мандела современности. Требование его свободы даже было главным лозунгом 10 марта во время проведения митинга «белых ленточек» на Новом Арбате.

Но при этом на простой вопрос, за что сидит Козлов, ответ найти нельзя практически нигде. А вопрос-то не праздный! Все знают, за что сидит Михаил Ходорковский – за мошенничество с акциями и за превращение нефти в «скважинную жидкость». Все знают, за что сидит Алексей Пичугин – за организацию заказных убийств. А вот Козлов – кто он вообще такой, в чем его известность, за что он сидит и почему надо требовать его свободы?

Информационная кампания в поддержку Козлова идет вот уже четвертый год, а сведений о нем – с гулькин нос. Если о Ходорковском в той же Википедии написано порядка 20 страниц и дано 149 ссылок, а также более 30 связанных материалов, то о Козлове в этой народной энциклопедии отдельной статьи нет.Понятно, что нашей либеральной интеллигенции все равно за кого подписываться – за Козлова ли, или за Пичугина. Известные и изрядно порядочные люди направляли в тюрьму поздравления с днем рождения главе службы безопасности ЮКОСа Пичугину. Миленько так – да? Организатору серийных убийств – валентинку. Впрочем, Козлова никто не обвиняет в организации убийств. Обвиняют его в мошенничестве. Приговор суда, пославшего бизнесмена досиживать оставшиеся после первого приговора пять лет, нельзя игнорировать, равно как нельзя игнорировать и показания, данные на процессе ключевыми свидетелями и самим обвиняемым. Поэтому, имея на руках вполне достаточно документов, я взял на себя смелость разобраться во втором судебном процессе Козлова.

Родился Козлов в 1974 году. Учился в Москве и в США по финансовым специальностям. В конце 90-х, по признанию будущего арестанта, он, 24 летний молодой человек, руководил казначейчством у Кахи Бендукидзе. Работал в  "Объединенной финансовой группе", Пробизнесбанке.  Летом 2007 года в отношении Козлова было возбуждено уголовное дело о незаконном присвоении акций ОАО "Искож". Следствие посчитало, что проведя ряд мошеннических сделок через офшоры, Козлов перевел  33,4 процента акций ОАО "Искож" на счета своей компании. Ущерб составляет по оценке суда 254 млн рублей. В марте 2009 года Пресненский суд Москвы признал Козлова виновным по статьям "мошенничество" (часть 4 статьи 159 УК РФ) и "покушение на легализацию денежных средств" (статьи 30 УК РФ и 174.1 УК РФ) и приговорил его к 8 годам колонии общего режима.Такова фабула.

Дальнейшая история развивается уже с участием жены Козлова – журналистки Ольги Романовой. Которая сразу же начала рассказывать истории о том, что, дескать, это ее журналистская деятельность стала причиной уголовного дела против бизнесмена. Затем в стилистике жен-декабристок, Романова повела свою линию публичной защиты по делу Козлова. Для чего активно использовала свое служебное положение - работу в издании Слон.Ру и в других СМИ. В последнее время она использует и свою общественную деятельность – даже выбила из лидеров оппозиции согласие сделать темой митинга на Новом Арбате именно ситуацию вокруг Алексея Козлова.Вся информация о деле Козлова известна общественности исключительно со слов Ольги Романовой. Она является практически единственным ньюсмейкером по этому уголовному процессу. Журналистская братия освещала и освещает «дело Козлова» по большей части с точки зрения Романовой. Любая иная позиция — любые попытки объективного рассмотрения сути обвинений Козлову, мягко говоря, не приветствуются в наших медиа.Как бы там ни было, 20 сентября прошлого года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ отменила приговор в отношении Козлова. Причина – процессуальные нарушения в ходе первого судебного процесса. Главный – не был опрошен основной свидетель защиты – некто Кольцов. Дело было отправлено на новое рассмотрение. И вот, новое рассмотрение состоялось.

Результат — 15 марта был вынесен приговор, по которому Козлов признан виновным и отправлен за решетку на 5 лет.В ходе нового судебного рассмотрения можно было ознакомиться с сутью претензий, предъявляемых Козлову, и признанных судом соответствующими действительности. С осени 2005 года Козлов возглавлял ОАО «Группа Финвест», которой принадлежал, в том числе пакет акций  АО «Искож». Поскольку у группы были проблемы с финансами, ее владельцы решили  «провести реструктуризацию активов». Козлов, являясь наемным генеральным директором, не стал уточнять у владельцев, как и что «реструктуризировать».  По его указанию акции «Искож» были проданы ООО «Евростройгрупп», затем  перешли к  компании «Вендорт», после чего оказались странным образом у оффшорной компании «Кромптон Солюшинз». И, наконец, после очередной сделки акциями завладел оффшор «Карнавон Лимитед», гендиректором которого был... Алексей Козлов. Сразу же после этого Козлов решил перепродать акции Балтийской лизинговой компании. Этой сделке помешал лишь наложенный на акции арест.Странность перехода акций от «Вендорт» к «Кромптон Солюшинз» обусловлена была тем, что изначально никакой оффшорной компании «Кромптон» в сделке не было. «Вендорт» был приобретателем акций у ООО «Евростройгрупп». Сам факт добросовестности приобретения уже был под сомнением — о чем чуть позже. Но, отказавшись от сделки по покупке акций «Искож» «Вендорт», очевидно, должен был передать акции обратно тому, кто их продавал — то есть ООО «Евростройгрупп».

Однако руководство ООО «Евростройгрупп» почему-то решило, что акции стоимостью 44 млн рублей будут нужнее оффшору «Кромптон» и предложило «Вендорту» переуступить их именно «Кромптону». Сама суть сделки выглядит сомнительно. Но никто в мире не запрещает благотворительность, верно? Тем не менее, нашлись и подводные камни. Любопытная деталь – главный свидетель защиты Кольцов был гендиректором той самой фирмы ООО «Евростройгрупп». Вот что следует о Кольцове из показаний самого Козлова. Цитировать буду много, поскольку это важно: «Кольцов, генеральный директор «Евростройгрупп», приобрел акции у Группы «Финвест», сразу полностью за них рассчитавшись». «Кольцов пришел в Группу «Финвест», с просьбой купить их (акции) обратно, предлагая разные варианты». «Кольцов («Евростройгрупп»), начал вести речь об уплате штрафных санкций за несвоевременный платеж». «Было бы логично, если акции были бы возвращены напрямую «Евростройгрупп», но Кольцов, генеральный директор этой компании, предпочел сделать переуступку прав требования на компанию «Кромптон Солюшинз». И, наконец, последняя цитата: «Андрей Мампория, который стал новым директором и владельцем «Евростройгрупп» в апреле 2007 года, подтвердил мне, что Кольцов получил деньги, заплаченные мной компании «Кромптон».

Для меня это самое важное. Я полностью рассчитался за акции, претензий ко мне у их предыдущего владельца не было и нет».Действительно, у Кольцова нет никаких претензий. По той простой причине, что как выяснилось, Кольцов вообще не знает никакого Алексея Козлова. В ходе допроса Дениса Кольцова, студента 5 курса Йошкаролинского ВУЗа, он показал, что не только никогда не видел Козлова и не слышал о нем, но и не знает, что такое компания «Евростройгрупп». Наконец, на вопрос «вы когда-нибудь какие-либо акции у какой-либо компании покупали», - Кольцов твердо отвечает «нет». Также ничего Кольцов не слышал о компании «Вендорт». Выяснилось, что в середине «нулевых» студент «торганул» своим паспортом и на него наоформляли более 100 фирм-однодневок. С помощью одной из них  и была провернута «странная» сделка. Подпись же самого Кольцова оказалась подделанной.

То есть, сделка по продаже акций завода «Искож» является изначально мошеннической операцией.В этом контексте сделка по переуступке акций от «Вендорт» оффшору «Кромптон», на которой, по словам Козлова, настаивал Кольцов, является таким же мошенничеством, как и первичная сделка по продаже акций «Искожа». Кольцо не только не настаивал на переуступке прав требований «Кромптону», но он даже не знал ничего о том, что эти акции существуют. В этом контексте желание Козлова, приобретшего через «Карнавон Лимитед» акции Искожа способом сомнительной чистоты, как можно быстрее от них избавиться, действительно позволяет предположить, что имела место попытка легализации денежных средств. Важно, что из показаний Козлова следует, что Кольцов – чуть ли не магнат, ворочающий суммами в десятки миллионов рублей, который контролирует все прохождение сделки и даже угрожает штрафами и санкциями! А он — лишь жертва собственной глупости и попытки подзаработать. Впрочем, понимая всю глубину провала, в ходе допроса Кольцова, Козлов тут же меняет свои показания. Теперь выясняется, что он «лично Кольцова не знал», что дела с ним вели его подчиненные. И, наконец, завершил свой спич Козлов и вовсе содержательной фразой: «В этой связи, кстати, у нас, я думаю, что будет ряд ходатайств, но мы это сейчас обсудим, потому что, на мой взгляд, ну это так… у меня всё».

Как-то не похоже, что главный свидетель защиты помог обвиняемому Козлову, не так ли? Впрочем, это еще не все. К примеру, интересен ответ на вопрос, где находится возглавлявший «Вендорт» гендиректор Эдуард Самойлов? Особенно интересен он для следствия, поскольку Самойлов находится в розыске, а в его отношении возбуждено уголовное дело. Как раз по той самой сделке с  «Евростройгрупп».Дело в том, что следствие выяснило, а суд согласился с тем, что Самойлов незаконно реализовал пакет акций ОАО Искож компании «Кромптон Солюшнз», поскольку на момент сделки (31 мая 2007 года) он не занимал пост директора. Свои полномочия он утратил еще 1 марта 2007 года, написав заявление об отставке. Были представлены и документы – подлинник заявления Самойлова Э. об уходе с поста директора компании «Венторт», копия протокола собрания назначения новых директоров, свидетельства юрисконсульта Джонса, также это подтвердили показания свидетелей.

Тем не менее, Ольга Романова даже написала в сентябре 2010 года письмо генпрокурору Юрию Чайке с требованием признать эти сведения ложными – по ее словам, Самойлов занимал свой пост директора на момент сделки.Увы, рвение журналистки понятно, но ее слова расходятся с показаниями ее же мужа. Приведу вновь обширную цитату, в которой вновь будет упомянут Кольцов, а заодно рассказано, как Самойлов покинул пост директора «Вендорта» и когда это произошло: «Кольцов постоянно грозил Самойлову штрафными санкциями, и Самойлов в конце концов... заявил, что… выходит из проекта... Через несколько месяцев после этого (апрель 2007 года) моя жена, журналист Ольга Романова, опубликовала в журнале The New Times («Нью Таймз») аналитическую статью».  Отмечу, что это слова, произнесенные Козловым во время дачи им показаний в ходе нового расследования 24 февраля 2012 года! То есть, произнесенные много после того, как Романова написала письмо Чайке.Козлов однозначно дает понять, что Самойлов ушел из «Вендорта» до апреля 2007 года. То есть, до той самой необъяснимой ничем иным, кроме как преступных намерений сделки, по которой все тот же Самойлов подписал переуступку акций «Искожа» «Вендортом» оффшорной «Кромптон Солюшинз». Причем, повторюсь, что, по словам все того же Козлова, переуступка была совершена якобы по требованию Кольцова. По требованию, которого, как выяснилось в ходе допроса Кольцова, он никогда не делал.То есть, Козлов как директор (но не владелец) продал акции неизвестной однодневке с подставным директором, а затем, однодневка продала акции другой компании, которая переуступила их третьей компании – тоже однодневке и тоже с подставным директором, которая продала их еще одной компании, владельцем которой был Козлов. Такой вот замкнутый круг. Ловкость рук и никакого мошенничества. Если бы не показания Кольцова, и не ситуация с Самойловым.

В общем, все уже и без дальнейшего разжевывания очевидно, но стоит еще немного рассказать о самом предприятии. Пакет акций «Искожа» (33,4%) был «продан» «Евростройгрупп» за 44 млн рублей. Козлов заплатил за акции 30 млн рублей (уверяет, что даже платежка есть). При этом, выручка ОАО "По производству искусственных кож и пленочных материалов" (АО "Искож") за 2006 год составляла всего 35 млн рублей, а убытки равнялись 300 тысячам. Неужели 33,4% акций такого предприятия могут стоить 44 миллиона – столь дорого? Сделка, скажем прямо, довольно странная. Если не знать место расположения АО – на Западе Москвы в зеленой зоне с отличной транспортной доступностью. С учетом готовящегося сноса здания завода и строительства, стоимость этого пакета акций составляла, по оценкам независимого эксперта, порядка 253 млн рублей. Другие эксперты оценивают стоимость нескольких десятков гектаров земли еще выше – вплоть до 100 млн долларов. Вот и куш, за который бился Алексей Козлов. Который, впрочем, и сам говорит: «До ареста у меня был четкий план – к 40 годам должен был заработать 100 млн. долларов, а к 50 – ярд».  Вот таков он – наш Нельсон Мандела Козлов. Человек с железной капиталистической хваткой. Которому не повезло пробраться в короли жизни. Который стремился получить иммунитет от уголовного преследования, занимаясь банальной разводкой доверчивых оппозиционеров. И которому вновь «не подфартило».