Модульные перспективы флота

На модерации Отложенный

Как известно, сейчас идет разработка плана по развитию отечественного военно-морского флота на ближайшие 30 лет. По вполне понятным причинам пока рано оглашать подробности, ведь план еще даже не готов. Однако лица на высоких постах уже вовсю высказывают свои взгляды на развитие ВМФ.

К их числу на днях присоединился вице-премьер Д. Рогозин. По его мнению, стоит уделить особое внимание кораблям модульной конструкции. Благодаря этому, считает вице-премьер, один и тот же корабль сможет выполнять различные функции, пройдя незначительное переоборудование. И именно такие корабли должны будут появиться в составе нашего флота в течение ближайших трех десятилетий.

Идея модульной компоновки боевых кораблей выглядит вполне полезной и логичной. Более того, американский опыт даже в некоторой мере подтверждает ее полезность. Правда, значительная переделка кораблей американцами не практикуется. У них подобная идея пока ограничилась только пусковыми установками Mk 41, имеющими возможность запуска ракет разных типов и различного назначения. Тем не менее, даже одна такая пусковая установка наглядно демонстрирует принципиальную возможность расширения номенклатуры вооружений корабля простыми методами. Таким образом, если руководство нашего флота согласиться с Рогозиным, то конструкторам-кораблестроителям вскоре предстоит заняться созданием новых проектов, в которых вместо специализированных пусковых установок будут универсальные, совместимые сразу с несколькими типами зенитных и противокорабельных ракет. При всей сложности создания аналогов Mk 41 и соответствующей БИУС, преимуществ подобных систем очевидны - в зависимости от задачи корабль может взять на борт необходимое количество вооружения, в том числе и разных типов. В то же время, корабли одной группы могут «распределить обязанности»: одни несут только противокорабельные ракеты, а другие только зенитные. Иными словами, у командиров появляется широчайший выбор в сфере вооружения корабельной группы.

Второй вариант модульных боевых кораблей не подразумевает строительство сразу боевого корабля. В таком случае предлагается при необходимости оснащать готовые суда гражданского или двойного назначения специально созданными боевыми системами. Так, несколько лет назад настоящий фурор произвел отечественный ракетный комплекс Club-K, монтируемый в стандартном ISO-контейнере. Имеется информация, что зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» также может производиться в контейнерном варианта. В перспективе, при наличии соответствующего технического задания, ничто не мешает сделать радиолокационные и информационно-управляющие системы в такой же «таре». Таким образом, оснащенный несколькими «спецконтейнерами» сухогруз превращается в самый настоящий боевой корабль. Считается, что такое решение позволит решить сразу две задачи:
- обеспечение быстрого увеличения количества боевых кораблей в условиях военного времени;

- обеспечение надежного прикрытия караванов грузовых судов от самолетов, кораблей и подлодок противника. В таком случае появится возможность освободить часть «настоящих» боевых кораблей от прикрытия грузоперевозок и направить на другие задания.

В то же время, контейнеры с радиоэлектронным оборудованием и вооружением не являются родными элементами корабля, что в определенной мере снижает эффективность вооружения и не позволяет переоборудованному «грузовику» адекватно сравниваться со специализированными боевыми кораблями.

Тем не менее, в некоторых условиях контейнеры со спецоборудованием могут быть полезны, хотя и не способны сделать из гражданского корабля полноценную боевую единицу.

Помимо эрзац-крейсеров или эрзац-эсминцев путем относительно простого переоборудования можно делать и замену полноценным авианосцам. Для этого тоже предлагается создать набор съемных целевых модулей для существующих кораблей. В качестве основы для такого эрзац-авианосца эксперт Д. Петунин предлагает большие морские транспорты вооружений, аналогичные транспорту «Анадырь» (проект Р-756). Последний, надо заметить, не успел прослужить на Тихоокеанском флоте и пяти лет (в середине девяностых был продан заграничной фирме), но подобные ему суда были бы без сомнения полезны не только в качестве авианосца, но и в исходной ипостаси. Главные качества «Анадыря», которые привлекают внимание авторов проекта эрзац-авианосца на его основе, это его габариты. При наибольшей длине транспорта, превышающей 220 метров (196 по конструктивной ватерлинии) и ширине порядка 30 метров, на нем может быть установлена летная палуба вполне достаточных размеров. В свою очередь, трюм-док этого судна может быть использован в самых разных целях, в том числе и для перевозки самолетов, топлива и боеприпасов. Мягко говоря, немалые габариты трюма (150х18х11,4 метра) вполне позволяют обеспечить перевозку широкой номенклатуры грузов.

Проект модульного авианосца на базе транспорта «Анадырь» подразумевает использование судна в двух качествах: когда авиационная группировка не нужна, корабль выполняет транспортные функции. Для этого, учитывая особенности перевозки крупногабаритных грузов, летная палуба должна быть сделана съемной. По аналогичной схеме стоит оборудовать и трюм-ангар. Самый простой и логичный способ заключается в том, что перед установкой летной палубы в трюм-ангар устанавливаются специальные платформы, служащие одновременно полом и контейнерами для боеприпасов или цистернами для топлива. При достаточной проработке проекта эти платформы заодно могут служить и «грузовыми поддонами» для самолетов. Отдельный модуль-платформа должен нести на себе грузовой лифт для подъема и спуска самолетов в трюм. Благодаря всем мерам подобные эрзац-авианосцы на основе больших транспортов могут в течение короткого времени изменять свое назначение. В зависимости от обстановки они могут перевозить самолеты и обеспечивать их действия на удалении от базы либо использоваться для перевозки грузов, в том числе и коммерческих. Утверждается, что модульный эрзац-авианосец самостоятельно сможет окупиться за несколько лет. В принципе, то же самое относится и к судам со «спецконтейнерами».

Неизвестно, какой именно тип модульных боевых кораблей имел в виду Д. Рогозин. Но особенности военной машины нашей страны позволяют утверждать, что до серийного производства, скорее всего, дойдут только полноценные боевые корабли с модульным составом вооружения. Дело в том, что вооружение гражданских судов все же является полумерой и явно недостаточно для полноценного развития российского военно-морского флота. И сейчас, и в будущем стоит уделять внимание конструированию и строительству именно полноценных кораблей, а не их эрзац-аналогов. Кроме обеспечения обороноспособности государства в целом, это поможет поддерживать оборонную промышленность в хорошем состоянии, что обязательно скажется на будущем отрасли и страны.