Украина-Россия: границы условны
На модерации
Отложенный
За время поездки в автобусе жители двух соседних городов рассказывают о своей общей самобытности, которая не имеет ничего общего с проблемами между Москвой и Киевом.
За забором простирается громадная белая равнина. Пассажиры маршрутки Белгород-Харьков - фургончика, переделанного в микроавтобус, стоят в очереди к будке украинских пограничников. С российской стороны ждать пришлось недолго: с 1 по 13 января здесь мертвый сезон, начало года.
"Потеплело, нет?", - говорит Лариса Леонова, закутанная в широкую шубу и меховую шапку. Вам это скажет любой житель этой приграничной зоны, привыкший ездить туда и обратно между двумя странами: в украинском Харькове всегда на один-два градуса теплее, чем в российском Белгороде, несмотря на то, что их разделяет всего 80 километров. Одно можно сказать точно: из-за разницы во времени на Украине на час меньше, чем в России. Двадцать лет назад никто бы не стал останавливаться в этом месте, чтобы полюбоваться заснеженным пейзажем. Граница между двумя советскими республиками - Россией и Украиной - существовала только на бумаге.
В царские времена границы и вовсе не было: это были просто провинции империи, контуры которых часто перекраивали в ходе административных реформ. Для жителей Белгорода, провинциального города, полностью восстановленного из руин после Второй мировой войны, какие-то перспективы были только в Харькове, втором по величине городе Украины, одном из центров промышленности и образования СССР, с населением в 1,5 миллиона человек.
Долгое время никто даже не делал разницы между русскими и украинцами, хотя "национальность" каждого советского гражданина указывалась в его паспорте: русский, украинец, латыш, татарин или даже еврей. Бессменный губернатор Белгородской области Евгений Савченко - с типично украинской фамилией - сам однажды признался журналистам, что в его советском паспорте была указана национальность "русский", притом что его брат считался украинцем! И вот результат этой путаницы: "Здесь почти у каждого второго жителя есть родственники по ту сторону границы", - рассказывает Ирина Хорошевская, главный редактор местного информационного агентства Bel.ru. И каждый год только в этом регионе границу пересекает более десяти миллионов человек.
"Мы всегда жили вместе"
Все пассажиры микроавтобуса уже получили обратно свои паспорта; в них даже не поставили штамп. Лариса Леонова садится последней и кое-как устраивается в переполненной машине. Лариса - сорокалетняя жительница Запорожья, промышленного центра на востоке Украины, в 300 км к югу от Харькова. Она возвращается домой от тети, живущей в Белгороде. Ее сосед напротив, Александр Балым, украинец, но живет в Белгороде - он навещает родителей в деревне Сумской области, на северо-востоке от Харькова.
Как и большинство населения Восточной Украины, оба они, не задумываясь, говорят по-русски, с акцентом, характерным для этого региона, а также для юга России: с фрикативным "г". Александр знает украинский; но дома он говорит на суржике, смеси русского и украинского, распространенной в деревнях по обе стороны границы. "Мы всегда жили вместе", - утверждает он. Но развал СССР застал каждого из них по ту сторону "своей" границы: во вновь созданных странах гражданство предоставлялось в зависимости от страны проживания, а не по национальному признаку. Так украинец Александр стал гражданином России, а Лариса, как и миллионы русских, в одночасье ставших иностранцами в родной стране, - гражданкой Украины.
В просторечии Александра называют хохлом, а Ларису - кацапкой; это слова скорее уничижительные, но, как уверяет Лариса, они "никого не обижают, потому что их употребляют столетиями". Однако отношения между двумя "братскими" народами никогда еще не были столь напряженными, как после "оранжевой революции" декабря 2004 года и прихода к власти на Украине Виктора Ющенко, которого президент России Дмитрий Медведев называет "русофобом". Москва обвиняет Киев в том, что тот предал Россию и продался Вашингтону, участвуя в окружении России силами НАТО. Украинская сторона осуждает российский империализм и склонность Кремля к попыткам вмешиваться в дела своего соседа.
"Они отобрали у меня утку и колбасу"
Для жителей региона, семьи которых живут по обе стороны границы, проблема состоит не в "предательстве" украинцев или российском "империализме". Проблема - это граница и связанные с ней ежедневные сложности. Сегодня два пассажира маршрутки были вынуждены остаться с российской стороны: у бабушки не было разрешения на выезд из страны ее внука. Любимая тема разговоров пассажиров - коррупция таможенников. "В прошлый раз они отобрали у меня утку и колбасу!", - бурчит Владимир. "Им наверняка не хватало закуски", - шутит его сосед слева. Дальше в очереди стоит Света, вернувшаяся на каникулы из Москвы. Она вспоминает, как прошлым летом, после того как ее машину обыскивали в течение пяти часов, она в конце концов сунула украинским таможенникам 500 рублей (примерно 12 евро), и после этого проехала без проблем.
"Белгород стоит на краю страны"
Но это отнюдь не обескураживает путешественников. "Украинцы приезжают работать в Белгород, а русские едут в Харьков отдохнуть и походить по магазинам", - объясняет Ирина Хорошевская. На Украине все дешевле: специальные автобусы привозят россиян на харьковскую барахолку, один из крупнейших рынков под открытым небом в Европе, рай недорогих импортных товаров. Каждое лето миллионы русских туристов проезжают через Белгород, направляясь в Крым, на берег Черного моря. И каждый год несколько тысяч украинцев приезжают в Белгород, где больше работы и выше зарплаты. Многие из них приезжают из районов российского Крайнего Севера, где добывают нефть и полезные ископаемые и куда они уехали работать в советские годы. Так было и с Александром Балымом. "Так я остаюсь рядом со своей семьей и продолжаю получать российскую пенсию", - объясняет этот бывший офицер сухопутных войск.
Динамизм этого города бросается в глаза. "Каждый раз, когда мы сюда приезжаем, находим здесь что-то новое", - удивляется Александр Власенко, украинец из Запорожья. Тут появился новый спортивный комплекс, там строятся жилые дома, рядом - новый торговый центр. Сегодня город насчитывает 360 000 жителей, на 110 000 больше, чем в 1990 г. в 2008 году, впервые со времен развала СССР, рождаемость превысила смертность. А по сравнению с соседними регионами дела в экономике идут скорее хорошо: регион - один из крупнейших производителей свинины и молока в стране, в нем находится одна из самых больших железорудных шахт в Европе.
"Здесь любят говорить, что Белгород стоит на краю страны", - шутит Ирина Хорошевская.
"Лишь бы вам было лучше..."
Жители привыкли к авторитарному патернализму губернатора Евгения Савченко, бывшего аппаратчика, находящегося у власти с 1993 г. С той стороны, на Украине, - бардак: кризис, грипп А, постоянные выборы... "Теперь весь вопрос в том, кто придет к власти", - уверяет Ксения Саенко, жительница Белгорода, приехавшая продолжать учебу в Харькове. В маршрутке стоит только затронуть тему выборов, как тут же все вступают в разговор. "Россия поддерживает Януковича (главного пророссийского кандидата - прим. ред), но мне он не нравится", - говорит русская украинка Лариса. Александр, украинец-россиянин, чувствует себя обязанным ответить: "Ну нет! Мне все равно, лишь бы вам было лучше...".
В итоге все сходятся на одном: пусть это будет кто угодно, кроме Ющенко. "В любом случае, он не пройдет, - считает другой пассажир. - Он никому не нравится. И другой бандеровец тоже не пройдет",- добавляет он, говоря об украинском кандидате-националисте, имени которого никто не может вспомнить. Бандеровцами называли украинских партизан, воевавших против советских солдат во время и после Второй мировой войны, которых обвиняют в том, что они стали союзниками Гитлера и участвовали в резне гражданского населения.
В 2007 г. Виктор Ющенко присвоил звание "героя Украины" одному из их главарей, что вызвало ожесточенную полемику с Москвой. В ответ президент Медведев в прошлом году создал "комиссию по противодействию фальсификации истории", которая должна бороться с попытками "переписать общую историю", в частности, историю Второй мировой войны. "Все это оттого, что Ющенко - уроженец Западной Украины, а там терпеть не могут русских", - объясняет Александр. Галиция, регион, о котором идет речь, аннексированная СССР в 1939 г., долгое время была частью Польши и Австро-Венгерской империи, тогда как восток Украины с XVII века находится под влиянием Москвы. "В этом виноваты и СМИ, они хотят заставить оба народа поссориться", - считает Лариса.
"Границы? Да кому это надо?"
С обеих сторон пропаганда работает на полную катушку. В 2008 г. под давлением украинских властей из большинства кабельных сетей Украины исчезли российские телеканалы, и теперь их можно смотреть только по спутнику. В то же время в Белгородской области украинские каналы тихо исчезли из местных кабельных сетей. Те, кто постоянно ездит туда и обратно, еще могут сравнивать. "Я был у родителей возле Белгорода, когда в Грузии началась война, - рассказывает Ксения Саенко. - У нас говорили, что в этом виноват Саакашвили и что Украина ему помогала, продавая ему оружие. Когда я вернулась в Харьков, все было наоборот! Все говорили, что Россия напала на Грузию, что скоро настанет очередь Украины, что надо готовиться к войне". Александр Балым, со своей стороны, "предпочитает не говорит о политике" со своими домашними. "Независимость: они только о ней и говорят. Граница, таможня, контроль, но кому все это надо? Здесь мы все - родственники, - нервничает украинец. - Мы три века потратили на объединение. Что же, понадобится еще триста лет на то, чтобы мы снова были вместе?"
Комментарии