Новая левая партия - вызов Медведеву и КПРФ
На модерации
Отложенный
Впервые за долгое время объявлено о намерении создать политическую партию. За дело взялся «Левый Фронт»
Оппозиционное движение «Левый Фронт» намерено зарегистрироваться как политическая партия. Первые шаги уже сделаны: в конце 2009 года сформирован Оргкомитет по созданию политической партии с предполагаемым названием «Российский объединенный Трудовой Фронт», куда вошли представители Левого Фронта, РКРП-РПК, движения «Свобода и народовластие», ряда других левых и патриотических организаций. Учредительный съезд новой партии намечен на конец февраля 2010 года, а подготовительная работа по созданию региональных отделений начата более чем в 70 регионах России.
Какие цели ставит перед собой новая партия, рассказывает координатор «Левого Фронта» Сергей Удальцов.
«CП»: - Сергей, почему потребовалась новая партия?
- Мы считаем, заявления, что делаются высшим руководством страны, в частности, заявления Медведева о демократизации политического пространства, должны реализовываться и на практике. А сегодня многие политические силы выброшены за борт легальной политики, сознательно маргинализированы. В том числе - левые силы. Существует единственная официальная левая партия - КПРФ. А другие левые организации, которые и в практике своих действий, и в идеологии, расходятся с КПРФ, лишены возможности действовать легально. Поэтому мы считаем, надо предпринять попытку зарегистрироваться и проверить, насколько слова президента соответствуют реальной практике. Мы считаем, появление партии, которая станет выражать интересы социальных движений, рабочих профсоюзов, было бы очень актуально для России.
«CП»: - Почему актуально?
- Мы и наши союзники, создавая эту партию, хотим использовать парламентские методы борьбы. Сегодня мы все от участия в выборах практически отстранены. Вынуждены либо договариваться с другими партиями, либо вообще не участвовать в избирательном процессе. Между тем, выборы - это единственная возможность как-то влиять на политику властей, самим входить во власть. Иначе у нас остается только путь, извините меня, уличных массовых протестных акций, дестабилизации обстановки. Власти нас к этому вынужденно подталкивают. Мы же хотим сделать еще одну попытку нормального диалога в нынешнем законодательном поле, и посмотреть, как власти к этому готовы.
«CП»: - Если дойдет до создания партии, наверняка, многие эксперты будут говорить, что ваша партия создана под выборы 2011 года, чтобы отбить голоса у коммунистов, раздробить левых. Что вы на это можете ответить?
- Однозначно могу сказать, что проект не является политтехнологическим, что его не курирует ни администрация президента, ни кто-либо еще. Действительно, это инициатива снизу. Напомню, что «Левый фронт» создавался два года назад именно как объединение, призванное устранить излишнюю раздробленность левых сил. Отчасти это удалось, отчасти мы продолжаем находиться в этом процессе. За эти два года, наверное, мало у кого возникало ощущение, что «Левый фронт» - ангажированный проект. Мы постоянно подвергаемся различным преследованиям, наряду с другими представителями внесистемной оппозиции - и задержаниям, и арестам. Недавно в Москве офис нашей организации был фактически разгромлен и закрыт правоохранительными структурами. Ни о какой ангажированности речи быть не может.
«CП»: - Но КПРФ ваша активность, наверное, придется не по вкусу?
- Мы не ставим своей целью отбирать голоса, вредить чем-то КПРФ. Мы просто считаем, что есть достаточно большое количество людей левых взглядов, не готовых поддерживать коммунистов. Они левую идею понимают немного по-другому, в более модернизированном ключе. Мы хотим на этих людей ориентироваться. Конечно, такие разговоры будут возникать, нас будут пытаться поссорить с КПРФ. Но, я считаю, монополизм одной партии на левом политическом пространстве ничего хорошего не имеет. Поэтому, думаю, здоровая конкуренция коммунистам не помешает.
«CП»: - Медведев на предновогодней встрече с руководителями трех федеральных телеканалов на вопрос Кулистикова о внесистемной оппозиции отозвался в пренебрежительном духе: мол, эта оппозиция сама себе такое место выбрала. Эти слова Медведева не говорят о том, что внесистемной оппозиции, действительно, нет места в политической системе президента?
- Как раз, если опираться на слова Медведева, мы действуем по закону. Президент, говоря о внесистемной оппозиции, имел в виду организации, которые не зарегистрированы. Но тут возникает коллизия: мы вот хотим зарегистрироваться, использовать системные механизмы. Мы делаем шаг, чтобы действовать в легальном пространстве, по закону. И очень интересно будет увидеть результат. Мы даем сигнал, что готовы играть по правилам. Услышат его - хорошо, нет - значит, слова Медведева - пустая демагогия. Это тоже будет, своего рода, проверка для властей.
«CП»: - Вы говорите, в отличие от КПРФ ваши сторонники придерживаются обновленных взглядов на левое движение. В чем отличие вашей идеологии от коммунистов?
- Мы такие же коммунисты. Просто КПРФ излишне увлекается ностальгией, апеллированием к прошлому. Мы с восхищением относимся к советскому прошлому, к выдающимся деятелям тех лет. Но нельзя все время смотреть в прошлое. Сегодня во многом КПРФ сориентирована на людей старшего возраста. Мы относимся к ним с глубочайшим уважением, но в перспективе это непродуктивно. Поэтому мы хотим создать партию с молодым и здоровым лицом, которая не столько ностальгирует, сколько движется вперед.
Мнение эксперта
Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра «Панорама»:
- Я думаю, этой новой партии не дадут зарегистрироваться. Под надуманными предлогами оспорят, допустим, численность, или что-то еще. Все это уже отработано на других партиях. Вероятность, что партию не зарегистрируют - 95%. Разве только в будущем произойдет радикальная модернизация партийной политики Кремля, но пока это никак не просматривается.
Что до перспектив левой партии в России... Теоретически, для серьезной левой партии место - объективно - есть. Компартия - это партия стариков. Это не партия будущего. Это стареющая партия, к тому же не особенно левая. В какой-то степени она умеренно-националистическая партия с левым уклоном. С другой стороны, «Справедливая Россия», которая претендует на место партии, находящейся левее центра - это вообще псевдо-партия. Это не партия, а департамент в администрации президента, так же как и «Единая Россия».
Место есть, но реализуется ли объективная потребность общества в левой партии - во многом зависит в том числе от того, кто этим будет заниматься. Сейчас называется имя Сергея Удальцова. Удальцов - перспективный политический деятель, за последние годы несколько цивилизовавшийся. Раньше он был сталинистом сектантского толка, но даже сталинисты учатся. Удальцов - перспективный политик, но, увы, не способный объединить серьезные левые силы.
Не знаю, кто еще участвует в этом проекте. Если участвует бывший депутат Госдумы Дарья Митина - это повышает шансы проекта. Я сейчас вижу среди людей, которые потенциально могли бы создать левую партию Илью Пономарева, Олега Шеина и Михаила Делягина. Но Пономарев и Шеин пока в «Справедливой России», члены партии. Вот они бы могли создать серьезную левую партию.
У КПРФ вырастает уже второй конкурент
В середине декабря 2009 года новая общественная организация «Коммунисты России» получила регистрацию в Минюсте. В КПРФ организацию считают клоном «Справедливой России», который призван отобрать у них голоса на выборах в Госдуму. Сами новые коммунисты не отрицают дружбы с «эсерами», однако утверждают, что к ближайшим выборам в Госдуму постараются преобразоваться в партию и пойти на них самостоятельно.
Оргкомитет «Коммунистов России» еще в мае на учредительном съезде заявлял, что КПРФ не может выступить «в качестве структуры, объединяющей левые силы», поскольку партия «прекрасно вписалась в систему управляемой демократии», а ее руководство «превратило некогда грозную партию в послушную служанку кремлевской администрации, которой позволено выступать с дозированной критикой отдельных министров».
Вот как прокомментировал этот шаг политолог Александр Кынев:
- Я абсолютно убежден, что проект «Коммунисты России» носит вполне очевидный политтехнологический характер, и цель - попытка раздробить голоса левых. Которые сегодня преимущественно получает КПРФ, и на которые пытается претендовать, на мой взгляд, не очень успешно, «Справедливая Россия». Последняя, скорее, работает в левоцентристской нише - там, где когда-то был блок «Отечество - Вся Россия» и «Яблоко».
Что касается успехов подобных спойлерских технологий. Подобные проекты возникали неоднократно. Можно вспомнить парламентские выборы 2003 года, когда был целый пул спойлеров, которые вели агитацию против КПРФ. Например, агитация блока "Российская партия пенсионеров и партия социальной справедливости" в 2003 году была целиком построена на критике КПРФ и на попытке отнять у нее голоса. Можно вспомнить кампании в регионах - была попытка, например, в свое время в Ульяновской области в 2003 году на выборах Заксобрания создать блок под названием «Коммунисты». Но этот блок в Заксобрание не прошел.
То есть попытки предпринимались и раньше. Как показывает практика, успех таких проектов сегодня сомнителен. Еще лет пять-семь назад избиратель более охотно ловился на всякие обманки, но за эти годы он кое-чему научился. Не надо недооценивать нынешний уровень политической грамотности избирателя.
Комментарии