"Русская мечта" женщин из Центральной Азии

На модерации Отложенный

С каждым годом всё больше женщин из стран Центральной Азии отправляются на заработки в Россию. Для многих это сопряжено с огромными трудностями. Еще недавно казалось неслыханным, чтобы женщины из стран Центральной Азии отправлялись в Россию на поиски работы одни.

Финансовая нужда и всё более усиливающийся экономический кризис помогают преодолеть такого рода культурные и религиозные табу. Однако резкое увеличение количества женщин, покидающих регион в поисках работы, повлекло за собой непредвиденные и вызывающие беспокойство последствия.

Зачастую языковой барьер приводит к тому, что многие не знают российское законодательство и права мигрантов. Многие живут и работают нелегально и потому неохотно идут на контакт с властями в случае нужды. Эти факторы делают женщин-мигрантов особенно уязвимыми для непредвиденных рисков, в том числе негуманных условий работы, шантажа и вымогательства, физического и сексуального насилия.

— Я думала, что поездка на заработки в Россию решит все мои проблемы. Но я не знала, что меня здесь ждало, — говорит гражданка Кыргызстана Эгнара Усенова, проживающая сейчас в Москве.

По данным министерства внутренних дел России, женщины составляют 30 процентов рабочих-мигрантов в стране, однако точную цифру трудно определить, так как многие не регистрируются официально. Власти и обозреватели тем не менее уверены, что наблюдается тенденция наплыва большого количества женщин-мигрантов в Россию и она, скорее всего, продолжится в ближайшем будущем.

— Я в этом бизнесе с 2003 года. Тогда, по нашим подсчетам, женщины составляли около шести процентов мигрантов. Сейчас речь идет как минимум о 120 тысячах таджикских женщин (около 12 процентов от общего числа таджикских мигрантов.), которые становятся незаконными мигрантами, — говорит Музаффар Зарифов, работник миграционной службы Таджикистана.

КОМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ?

По данным неправительственных организаций, такой рост наблюдается по
​​всему региону.

Проблемы женщин-мигрантов обычно начинаются в тот самый момент, когда они покидают дом, говорит Хадиша Абишева, руководитель неправительственной организации «Сана Сезим», которая проводит мониторинг по вопросам миграции в Казахстане:

— Есть люди, которые на территории Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана ​​формируют эти группы и вывозят. Много обращений бывает в организации, когда говорят, что их просто обманули. Обманули обещаниями: не те надежды, не та работа, не те условия. Или привозят в Казахстан, передают в чужие руки и говорят «выплачивай за дорогу» и так далее.

В случае Эгнары Усеновой, вдовы из Кыргызстана, ее обманули двое мужчин-кыргызов в первую неделю пребывания в России. Эгнара обратилась к ним за советом, как только приехала в Москву в отчаянии быстрее заработать деньги, чтобы прокормить четырех малолетних детей.

— Я хотела получить разрешение на работу через своих знакомых.

Мне сделали за 15 тысяч рублей (500 долларов), но документы оказались фальшивыми, — говорит Эгнара Усенова.

Позднее она узнала, что имела право законно получить разрешение на работу непосредственно в российских миграционных органах.

И этот случай совсем не единичный. Приехав в Россию, женщины-мигранты обычно обращаются за советом по поиску жилья или работы к землякам — мигрантам-мужчинам из Центральной Азии.

Во многих случаях мужчины пользуются неопытностью вновь прибывших, говорит Шало Наджмиддинова, таджикский блогер в Санкт-Петербурге, которая пишет о проблемах женщин-мигрантов.

БРОШЕННЫЕ ДЕТИ

Пресса пестрит статьями о женщинах из Центральной Азии, которых земляки-
​​мигранты принудили к занятию проституцией. Жертвы часто рассказывают о том, как их избивали, насиловали или угрожали им. Появление в этом месяце видеозаписи, на которой несколько кыргызских мигрантов издеваются над девушкой-кыргызкой, вызвало протест со стороны кыргызской общины в России.

Работники московской больницы № 36 заявляли о большом числе новорожденных ​​детей, брошенных матерями, многие из которых являются мигрантами — жертвами изнасилований и принудительной проституции.

По данным парламента Кыргызстана, как минимум 230 малышей, рожденных нелегальными кыргызскими мигрантами, живут в детских домах Москвы. «Айгуль Таш», кыргызская неправительственная организация в Москве, сообщает, что большинство матерей были жертвами злоупотреблений или изнасилований со стороны земляков.

Страх позора на родине часто мешает жертвам обращаться за помощью или юридическим советом в своих странах, не говоря о том, чтобы привезти этих детей с собой. Вместо этого они зачастую выбирают наиболее отчаянные выходы из ситуации, такие как незаконные аборты, суицид или детоубийство, сообщает «Айгуль Таш».

По данным кыргызских дипломатических источников в Москве, за последние два года девять кыргызских мигрантов были обвинены в убийстве своих новорожденных детей. Боясь депортации, женщины-мигранты, как правило, не заявляют российской полиции о злоупотреблениях, с которыми сталкиваются.

— Большинство проблем, с которыми сталкиваются женщины мигранты при обустройстве на новом месте или поисках работы, можно было бы так легко предотвратить, — сетует блогер Шало Наджмиддинова.

По мнению активистов, необходимо приложить больше усилий для того, чтобы потенциальные мигранты знали о своих правах за рубежом. Они также рекомендуют изучать русский язык перед тем, как отправиться на работу в Россию.

В Таджикистане и Кыргызстане открыто несколько организаций по предоставлению юридической и медицинской помощи мигрантам. Эти центры, однако, расположены в крупных городах, в то время как основная масса мигрантов происходит из сельских регионов.