Что такое "раскрестьянивание"

Есть такое не очень ладное слово «раскрестьянивание».

В советское время этот термин применялся для обозначения различных процессов и явлений. Тут и превращение крестьян в советских аграрных рабочих, и вся коллективизация в целом, и даже изменение сознания отсталой крестьянской страны в прогрессивную сторону.

В соответствие с этим подходом, в крестьянском прошлом России коренились все наши беды:  косность, паразитизм, безъинициативность и т.д. и т.п.

Несмотря на события  последних десятилетий – такой взгляд по-прежнему очень популярен у нас в стране. Вот и недавних политических дискуссиях такое мнение выразил режиссёр Андрей Кончаловский.

В сущности, на этом же мировоззренческом фундаменте создан и фильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».

Главная героиня этого фильма – русская крестьянка Варвара (намёк на христианскую святую, «великомученицу»), её играет Дарья Екамасова. Нескладная жизнь Варвары на переломе эпох - стержень фильма. Варвара – баба добрая, недалёкая, неудачливая, её не мучит и не насилует только ленивый. Весь мир вокруг неё – дикий, тупой, грязный, жестокий и к тому же – какой-то бессмысленный. В фильме совершенно не показана суть крестьянской жизни, та гармония земледельческого труда, её поэзия, которая смягчает, придаёт смысл тяжёлому быту.

По мысли авторов фильма, мученица Варвара – сама Россия, во всяком случае – крестьянская Россия. С одной стороны – её жалко, потому что не может так жить нормальный человек (нормальная страна-общество), с другой стороны – нет, потому что такие люди (страны, общества) не имеют права на существование. Они должны быть превращены во что-то другое, более «светлое» и «прогрессивное». То есть, в данном случае – «раскрестьянены»... И когда красные беспощадно расправляются с крестьянским восстанием, вкрадывается предательская мысль: а как ещё можно обходиться с этой страшной стихией, как не хирургически-жестоко?.. Как говорил известный персонаж, эффективный менеджер: история нас оправдает...

Таким образом, увы, фильм «Жила была одна баба» не добавляет ничего нового к тому взгляду на крестьянскую Россию, что сложился в советскую эпоху и фактически оправдывал уничтожение крестьянства.

Писать обо всем этом нелегко, потому что моё отношение к личности Андрея Смирнова и его работе  в кино (до этого фильма) – самое положительное. Но, как говорится, ничего личного – есть вещи поважнее наших симпатий и антипатий...

Начало и конец фильма обрамляются кадрами ушедшего под воду легендарного града Китежа, - ему авторы фильма уподобляют исчезнувшее крестьянство.

Разумеется, игровой фильм – не документ, но, поскольку исторические рамки фильма определены точно, с 1909 по 1921 годы, то выходит, что авторы «хоронят» крестьянство как историческое явление как раз в конце гражданской войны.

И это очень странно, потому что как раз то неполное десятилетие после гражданской войны – до коллективизации - является золотым веком русской крестьянства, его воистину лебединой песней.

Ведь именно тогда, впервые за многие столетия, крестьяне получили возможность почти свободно трудиться на своей земле, строить свой полноценный мир. 

К середине 20-х годов крестьянская деревня – по-прежнему, как встарь, хребет государства. Она даёт большую часть валового продукта, всю экспортную продукцию и, фактически, дотирует убыточную государственную промышленность.

Перепись 1926 года даёт такую социальную структуру советского общества. Из 148 млн человек - 16 млн (11 %) рабочие,  9 млн (6%) – служащие, 108 млн (73 %) – крестьяне. Оставшиеся 10 % (около 15 млн) – мелкая буржуазия, кустари, безработные, иждивенцы и пр..

Как видим, крестьян в стране – более 70 %. Это основная группа населения.

Ещё более интересна структура самой крестьянской массы.  Из 108 млн крестьян – 81 млн (75 %) – середняки, 21 млн  (20 %) – бедняки и 6 млн (5 %) – зажиточные (кулаки).

Вдумаемся в эти цифры. Говоря современным языком, за десять лет после революции в советской деревне возник средний класс. 75 % - небедные, среднего достатка люди, способные кормить и себя, и ещё горожан. В пересчёте на весь Советский Союз  – это 55 % населения всей страны!

Насильственная коллективизация, проведённая сталинской группировкой, была направлена против интересов подавляющего большинства крестьян и, в сущности, - против интересов всего советского народа.

Объективно страна шла к постепенной трансформации политического режима. Частный сектор города и деревни приобрёл громадное значение для экономики и, вольно и невольно, претендовал на политическое влияние.

Для большевиков этот объективный, естественный процесс означал – в том случае, если они не найдут способа его прервать - неминуемую потерю власти. Один раз они уже находились в подобном положении, сразу после гражданской войны, когда крестьяне не желали жить в экономических условиях так называемого «военного коммунизма». Тогда, в 1921 году, большевики отступили, им ничего другого не оставалось. Но теперь, в конце 20-х годов, положение было иным: большевики сумели создать полностью подконтрольную военно-политическую структуру управления государством.

Сталинская группировка выбрала единственный для неё спасительный путь сохранения власти: НЭП был прекращён, частная собственность запрещена, часть крестьян была репрессирована, остальные оказались в колхозах. Колхозы стали новой, социалистической формой крепостной зависимости, новой формой контроля и принуждения сельского населения.

По-видимому, только рубеж 20-30-х годов можно считать символической вехой – заканчивалась история русского крестьянства. Конечно, оставалось население сёл и деревень, но их жителей с той поры можно считать скорее аграрными рабочими, нежели традиционными крестьянами.

Ну а что касается термина «раскрестьянивание», то, в соответствие с внутренними законами языка, такое жесткое, шершавое, трудно произносимое слово не может обозначать ничего хорошего...