Священник о смертной казни и моратории
Иерей Сергий Карамышев о смертной казни как акте человеколюбия …
Всякая смутная эпоха выплескивает на поверхность жизни всевозможную нравственную грязь. Приблизительно этим словом можно обозначить и мораторий на применение смертной казни. В смутные времена льется кровь, падает цена человеческой жизни. Государство призвано давать адекватный ответ любым поползновениям преступных элементов. Но в возможности такого ответа ему отказано. Преступник с легкостью может лишить жизни кого угодно, а государство законным путем преступника не может. Он находится в заведомо выигрышной позиции. Кому это надо?
Противники смертной казни ссылаются на заповедь Божию «не убий», разглагольствуют о человеколюбии, но вот только их «человеколюбие» имеет ограниченную сферу действия, распространяясь лишь на преступника, но ни в коем случае не на его жертвы. Законом Божиим они пользуются по-фарисейски. Дело в том, что заповедь «не убий» впервые прозвучала в Моисеевом законодательстве. Она адресована частным лицам, дабы они учились обуздывать свой гнев и не хватались при всякой ссоре за ножи и за каменья. Действие этой заповеди ни в коем случае не распространяется на врагов государства во время войны, иначе бы израильтянам не было отдано Богом повеление истребить развратные хананейские народы. Что же касается лиц, уполномоченных блюсти в государстве порядок, закон Моисеев обязывал этих людей вершить суд и предавать преступников различным видам смертной казни (через побиение камнями, сожжение, повешение).
Большинство современных людей имеет ложное представление о человеческой жизни и смерти. Биологическое существование воспринимается как абсолютная ценность, а его прекращение, хотя оно рано или поздно все равно наступает, - как абсолютное зло. Источником таких взглядов является безбожие или поверхностное, лицемерное отношение к религиозной жизни (в последнем случае религия низводится до уровня автотренинга, помогающего самоуспокоиться, получается: религия сама по себе, жизнь сама по себе). В действительности же только биологическое существование без духовных запросов унизительно для человека, ибо ставит его на один уровень с животными. А пробуждение духовных запросов может привести к тому, что они станут для человека дороже всего, неизмеримо дороже биологического существования, и, если придется выбирать между земной жизнью и высокими идеалами, человек, не задумываясь, выберет их. Если бы не было высоких стремлений, не являлись бы среди людей герои, и человечество превратилось бы в однообразную серую массу, в стадо, жующее, блеющее, размножающееся, одним словом, в стадо дегенератов.
Сонмы христианских мучеников по своей воле отказались от сладостей земной жизни ради Бога, ради стояния в истине. Была ли их смерть злом для них? Конечно, нет! Она была героическим порывом, духовно их обновившим, поднявшим их в самое короткое время на такую духовную высоту, достижение которой при обычных условиях потребовало бы долгих лет напряженных трудов. День кончины святых мучеников Церковь отмечает как праздник, как день их рождения для вечной жизни в Боге. И если человек пребывает в Боге, смерть для него не печаль, но отрада. Таким человеком был, например, апостол Павел, говоривший: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».
Мы рассмотрели случай насильственной смерти, при котором человек сам ее выбирает, имея возможность и отказаться. Так при гонении на христиан в древности человеку достаточно было воскурить крупицу ладана перед идолом, чтобы получить помилование от властей, но лишь немногие оказывались отступниками. Победа мучеников Христовых заключалась в том, что они не агитировали за мораторий на применение смертной казни, не ползали перед своими палачами на коленях, но принимали смерть как дар Божий, как вход в блаженную вечность.
Рассмотрим случай насильственной смерти, когда человек не имеет выбора. Если его подвергают казни несправедливо, а он ради Бога терпит эту несправедливость, то, по разлучении с телом, получает венец победы над человеческой злобой наравне с мучениками. Если же его подвергают казни справедливо, и он осознает и соглашается, что справедливо страдает, его предсмертное томление и смертная мука послужат для очищения души от грехов. Апостол Петр пишет: «Страдающий плотию перестает грешить».
Несправедливо видеть в смертной казни только месть и злопамятство по отношению к преступнику. Злострадание его тела может оказаться благом для души. Получив должное на земле от суда человеческого, он может надеяться на снисхождение при будущем суде Божием. Поэтому смертную казнь можно рассматривать как акт человеколюбия даже по отношению к самому преступнику. Во всяком случае, это мощнейшее педагогическое средство, призванное, во-первых, в кратчайший срок исправить душу преступника; во-вторых, отрезвляюще подействовать на преступников «непойманных» и преступников потенциальных.
Безнаказанность же, во-первых, все больше развращает душу преступника, во-вторых, делает преступление соблазнительным для других граждан. Царь и пророк Давид в 100-м псалме говорит о казни преступников как о деле, несомненно, богоугодном: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие».
Скажем более: самый исполнитель казни может получить похвалу не только от людей, но и от Бога. Во время 40-летнего странствования евреев по пустыне люди стали блудодействовать с иноплеменницами и поклоняться их идолам. Один из начальников с вызовом, не постеснявшись даже самого Моисея, ввел иноплеменницу в свой шатер. Тогда юноша Финеес, сын священника Елеазара, взяв копье, вошел в шатер и пригвоздил блудодействовавших к земле. Даже по прошествии столетий подвиг юноши был воспет в псалмах: «И восстал Финеес, и произвел суд, - и остановилась язва. И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки» (Пс. 105, 30-31).
В древние времена политические образования, ограниченные в суверенитете, лишались права произносить смертные приговоры и приводить их в исполнение, почему, в частности, вожди иудейского народа пошли с ходатайством о казни Христа к Римскому наместнику Пилату и возбудили народную толпу кричать: «Возьми, возьми, распни Его!». Может быть, подписавшие злополучный мораторий засвидетельствовали тем самым, что РФ – политическое образование с ограниченным суверенитетом?
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
Комментарии
кормит, содержит ублюдков и охраняет. Для чего? Ответ прост. Все крупные наворованные богатства в стране на крови. К примеру, банкротство градообразующего предприятия ведет к гибели многих людей не только биологически, но и приводит к духовной смерти. Олигархия рано или поздно ответит за это.
Убивая, отморозки в отличие от жертв знают, что их "гуманное" государство спасет, "спрятав" пожизненно от рук родственников жертв. Надеются на революции, на перевороты, на амнистии и помилование. Все может быть.
Православие - порождение антисистемы, образно - антихрист - http://ideo.ru/antisystem.html
вы бы смогли казнить приговоренного к смертной казни? если вам это поручило общество?
то есть око за око , зуб за зуб.
поэтому я считаю что смертную казнь применять нельзя,
ведь согласитесь что палач тот же убийца , только ему дано право от имени государства казнить приговоренных,
а по сути то он убивает.
мало того в бытность свою надзирателем в колоний мне постоянно приходилось бороться с порочной привычкой начальства использовать прапорщицкий и сержантский состав колоний а именно группу надзора в качестве покорной дубины, которая выполнит любой приказ, которая отдубасит любого зека по их указке не взирая на законность,
вы думаете почему ОБ(отдел безопасности) в колоний зеки называют - Отдел Беспредел?
а потому что офицеры из ОБ в основном торпеды тупые и долбят всех на кого им покажет начальство
но это все лирика а суть в том что нельзя нашим правителям давать в руки такой инструмент истребления как смертная казнь,
вспомните как быстро уничтожили недавно в белорусии осужденных за тероризм,
...
„- Учитель, чем платить за зло. Может нужно платить добром, как и подобает хорошему человеку. – Нет! Сказал учитель. Нельзя платить добром за зло. Иначе чем вы будете платить за добро? Учитель сказал, что за добро нужно платить добром. А за зло нужно платить по справедливости“.
Они станут на Западе нерукопожатыми.
Именно этого она(власть)боится более всего. В случае Победы левых сил в России, нынешняя власть может легализоваться только на Западе. Отмена моратория смертной казни автоматически лишит ее этого права.