Госдума определила фронт работы

На модерации Отложенный

Открылась весенняя сессия Госдумы, в ходе которой депутаты намерены рассмотреть более 550 законопоектов. На одном из ближайших заседаний парламентарии ратифицируют 14-й протокол к Европейской конвенции по правам человека.

Накануне первого пленарного заседания в этом году председатель нижней палаты парламента Борис Грызлов сообщил, что приоритетными законопроектами в период весенней сессии станут законы социальной направленности. На "пленар" вынесен для обсуждения план законопроектной работы на ближайшие полгода. Депутатам предстоит утвердить и календарь своей работы на январь - в нем предполагается рассмотрение 122 законопроектов.

В повестке заседания также рассмотрение в первом чтении президентского законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Он подготовлен в рамках реализации положений послания главы государства Федеральному Собранию, касающихся введения института социально ориентированных некоммерческих организаций, и направлен на поддержку тех из них, которые ведут общественно полезную деятельность.

Что касается 14-го протокола Европейской конвенции по правам человека, то Комитет Государственной думы по законодательству принял решение рекомендовать палате ратифицировать этот документ. Россия не принимала его ранее из-за разногласий с СЕ, что тормозило процесс реформирования Европейского суда. Реформа этого института необходима, т.к. в суде скопилось большое число жалоб, которые еще до сих пор не рассмотрены. Изменения в схему их рассмотрения позволят навести порядок в этом вопросе. В настоящий момент разногласия России с СЕ в большей части преодолены. Депутаты рассмотрят протокол на втором пленарном заседании, уже 15 января.

Комментирует: Александр Брод, Директор Московского бюро по правам человека, член Общественной Палаты РФ

Прения по поводу ратификации 14-го протокола Европейской конвенции по правам человека ведутся давно, и Госдума в своём прежнем составе, на мой взгляд, просто морально была не готова к этому процессу, поскольку и Европейский суд по правам человека, и Совет Европы с его конвенциями, нормами и вообще европейским подходом к соблюдению прав человека – всё это было далеко от наших парламентариев, которые, видимо, всё-таки больше соотносились с прежними советскими реалиями.



За последние несколько лет отношения России и ЕС, Совета Европы укрепились. К нам постоянно приезжают и сам комиссар Совета Европы по правам человека, и представители ПАСЕ и Совета Европы, развиваются контакты и активно обсуждается тема соблюдения прав человека.

Россия действительно входит в пятёрку стран, которые лидируют по обращениям в Европейский суд по правам человека. Это прежде всего жалобы на неисполнение судебных решений, на плохое качество следствия, судебных разбирательств и неэффективных судебных решений. Поэтому, безусловно, российское правосудие, как общество и государство, должно быть заинтересовано в торжестве истины и правосудия. Я думаю, мы все должны быть заинтересованы в совершенствовании взаимоотношений с Европейским судом по правам человека.

Те решения, которые выносит Европейский суд, и те суммы ущерба, которые взыскивают с России, во многом имеет воспитательное, показательное значение, потому что наглядно и выпукло обозначает проблемы российского правосудия, заставляет эффективнее производить реформу нашей судебной системы. Я думаю, Государственная Дума, наверное, всё-таки подошла к пониманию этого вопроса.

В последнее время полемика велась по поводу включения российских судей для рассмотрения дел. Я думаю, это чрезвычайно важно. Поскольку рассматривается дело из России, то, наверное, представитель России, который знает российские реалии, имеет полное право участвовать в рассмотрении этого дела. Относительно независимости, неподкупности и высокого профессионализма российских судей в Европейском суде по правам человека сомневаться не приходится, потому что туда действительно очень строгий отбор и судьи находятся под строгим контролем.

Поэтому я думаю, что Дума всё-таки достигла прогресса, и ратификация этого протокола позволит наиболее быстро, эффективно рассматривать жалобы из России, которых действительно скопилось много. И медленная скорость рассмотрения, то, что дела рассматриваются 2-3 года – это, конечно, недопустимо. Это позволит, наверное, ускорить процедуру рассмотрения и её эффективность.