Голодомор - это гнилая пиар-технология Ющенко

На модерации Отложенный

На Украине стартовал уголовный процесс по факту массового голода 1932-1933 годов.

Кампания по признанию голодомора на Украине геноцидом украинского народа достигла финального этапа. Во вторник состоялось первое заседание Апелляционного суда Киева по данному уголовному делу, среди фигурантов которого Иосиф Сталин и партийное украинское руководство того времени. Противники Виктора Ющенко рассматривают это как пиар-акцию накануне президентских выборов и демонстративный шаг уходящего главы государства. Газета ВЗГЛЯД вспомнила, каким путем «дело о голодоморе» дошло до суда.

Во вторник Апелляционный суд Киева приступил к рассмотрению уголовного дела о геноциде украинского народа в 1932-1933 годах. Оно было передано в суд еще 31 декабря по согласованию со службой безопасности Украины. Доказательная база насчитывает 320 томов.
Ранее руководитель СБУ Валентин Наливайченко заявлял, что одним из главных обвиняемых по делу является Иосиф Сталин. Кроме того, в качестве фигурантов рассматриваются Молотов, Каганович, а также трое человек из украинского партийного руководства того времени - Косиор, Чубарь и Постышев. По разным подсчетам, вследствие голодомора на Украине погибло от трех до семи миллионов людей.

В связи с началом судебного рассмотрения уголовного дела по голодомору представители некоторых политических сил, в частности Партии регионов, назвали данное событие нелегитимным. Они расценивают происходящее не только как пиар-акцию накануне президентских выборов, но и как демонстративный шаг уходящего в историю президента Ющенко, «искажающего историю, а также провоцирующего как внутренний конфликт, так и без того плохие отношения с Россией».

В частности, еще весной лидер Партии регионов Виктор Янукович назвал действия СБУ «провокационными и безответственными».

В то же время в 2003 году, будучи премьер-министром Украины, Янукович заявлял: «Потери нашего народа чрезвычайно велики, по крайней мере 7 млн соотечественников. А значит, не только был нанесен ощутимый удар по генофонду нации, но и поставлено под сомнение вообще существование украинской нации»...

На вопрос газеты ВЗГЛЯД, какую цель преследует Украина, рассматривая данное уголовное дело в суде, народный депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко подчеркнул, что «это делает не Украина»: «В отношении мертвых обвинения никто не выносит, и в отношении мертвых уголовные дела не возбуждаются! Это гнилая пиар-технология господина Ющенко и обслуживающего его пса господина Наливайченко. Все остальное - бред сивой кобылы, который к правосудию не имеет ни малейшего отношения».

При этом Колесниченко уверен, что данный процесс не будет иметь не только никаких юридических, но и политических последствий.

В свою очередь соратники нынешнего президента называют такие заявления цинизмом, враньем и правовым невежеством, а также подозревают оппонентов в сговоре с Кремлем, обвиняя регионалов в пренебрежении к украинской истории и памяти миллионов соотечественников-жертв голода 1932-1933 годов.

В частности, в одном из интервью газете ВЗГЛЯД в связи с возбуждением уголовного дела по голодомору глава киевского отделения общества «Мемориал» им. Василя Стуса, директор музея советской оккупации Роман Круцик заявил:

«Я понимаю, что кто-то скажет, что нет уже исполнителей, но существует и действует та партия, которая инициировала голодомор. Есть еще то государство, которое является правопреемником СССР. И мир сегодня другим стал. Например, Папа Римский извинился перед всеми за средневековую инквизицию. Он лично к ней не был причастен, но получил такую историю в наследство. Также Квасьневский и Шрёдер извинились перед евреями, американцы - перед Африкой. Я думаю, Россия могла бы додуматься до того, чтобы, в свою очередь, принести свои извинения за преступления советского режима... Ставить ли вопрос о компенсации - это вопрос будущего. Это должны решать наши дети и внуки».

В то же время в СБУ поясняют, что возбуждение и передача в суд этого уголовного дела является, по их мнению, закономерной реакцией на давние требования украинской общественности провести расследование преступлений коммунистического режима, среди которых своими трагическими масштабами и последствиями выделяется голодомор.

Путь к судебной скамье

Напомним, на Украине первое публичное упоминание о голодоморе как преступлении против украинской нации было зафиксировано еще в 1989 году в преамбуле Программы Народного Руха Украины за перестройку.



После провозглашения независимости Украины вопрос о возбуждении уголовного дела по факту голодомора обсуждался в рамках Ассоциации исследователей голодомора и на посвященных этой трагедии научных конференциях. В декабре 1998 года ассоциация подала генеральному прокурору Украины ходатайство о возбуждении уголовного дела по факту «принудительной голодной смерти» порядка 10 млн украинских граждан в 1932-1933 годах.

Кроме того, 11 июня 1999 года ассоциация обратилась в прокуратуру Киева с ходатайством возбудить уголовное дело по факту «принудительной голодной смерти» в 14 пригородных селах (ныне входящих в черту Киева) с перечнем названий сел и указанием количества умерших в каждом из них.

Тогда органы прокуратуры отказали в возбуждении уголовных дел, мотивируя свою позицию тем, что ввиду характера и времени событий Уголовный кодекс Украины не предусматривает ответственности.

Ныне следователи СБУ утверждают, что формальный отказ был не в последнюю очередь обусловлен тем, что рассекречивание архивных документов, касавшихся трагедии голодомора, было далеко от завершения, не хватало комплексных профессиональных исследований, отсутствовали политико-правовые оценки голодомора как преступления на официальном уровне.

Между тем, как отмечают юристы, в 2001 году был принят новый Уголовный кодекс Украины, одна из статей которого зафиксировала состав преступления геноцида. А в 2002 году Верховная рада Украины провела посвященные 70-й годовщине трагедии слушания, во время которых и в документах которых голодомор на официальном уровне назван геноцидом.

Далее в 2006 году Верховная рада приняла Закон Украины «О Голодоморе 1932-1933 годов в Украине», ст. 1 которого характеризовала голодомор как геноцид украинского народа. И в течение 2007-2008 годов служба безопасности Украины совместно с Украинским институтом национальной памяти и международным благотворительным фондом «Украина 3000», который возглавляет жена президента Катерина Ющенко, осуществила ряд мероприятий, направленных на выявление, рассекречивание и обнародование огромного массива документов
По мнению представителей СБУ, анализ этих документов дает полное представление о причинах, характере, методах осуществления и последствиях преступления коммунистического режима против украинского народа.

28 января 2009 года из службы безопасности Украины в генеральную прокуратуру Украины поступили материалы проверки по обращению Ассоциации исследователей голодоморов на Украине и общества «Мемориал» о возбуждении уголовного дела по факту голодомора 1932-1933 гг. на Украине как геноцида украинской нации.

И уже 13 февраля в генпрокуратуру Украины поступило обращение Украинского института национальной памяти о решении вопроса о возбуждении уголовного дела по факту убийства голодом миллионов украинских крестьян как основообразующей части украинской нации.

В марте и апреле в генпрокуратуру по этому поводу последовал еще ряд обращений как отдельных граждан, так и общественных организаций с просьбой о возбуждении дела.

Таким образом, согласно пояснению юристов, возбуждая уголовное дело, СБУ действовала в соответствии с требованиями украинского законодательства. В частности, пункт 1 статьи 94 УПК Украины предусматривает, что поводами для возбуждения уголовного дела являются заявления или уведомления предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан, а статья 112 этого кодекса устанавливает, что досудебное следствие по делам о преступлении, предусмотренном статьей 442 Уголовного кодекса Украины, ведется следователями органов СБУ.

В связи с этим СБУ была обязана либо возбудить уголовное дело, либо мотивированно отказать в его возбуждении.

При этом, по словам людей, причастных ко всем выше описываемым событиям, учитывая большое количество доказательств, указывающих на признаки преступления геноцида на Украине в 1932-1933 годах, СБУ не оставалось иного пути, как принять постановление о возбуждении уголовного дела, принять его в производство и произвести расследование. И впоследствии передать дело в суд.