Несвобода лучше?
На модерации
Отложенный
Международная неправительственная организация Freedom house в ежегодном отчете «Свобода в мире» отметила, что по всему свету наблюдается ущемление базовых свобод. Россия как прежде остается «несвободной страной».
Причиной тому стали, как отмечается в сообщении организации «убийства журналистов и общественных деятелей». Помимо России движение, по мнению организации, в сторону несвободы показали еще два государства постсоветского пространства - Киргизия и Казахстан. Кроме того, число электоральных демократий снизилось до минимального с 1995 года уровня.
Freedom House была основана в 1941 году первой леди США Элеонор Рузвельт и бывшим кандидатом в президенты Уэнделлом Уиллки. Freedom House - неправительственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне. Российские политики упрекают организацию в том, что она финансируется за счет американского правительства и намеренно занижает показатели России. Впервые в рейтинге «Фридом хаус» Россия была признана несвободной страной в 2004 году, в разгар «дела ЮКОСа». В ретийнге свободы СМИ Россия стала «несвободной» еще в 2002 году, после того, как «Газпром» подчинил себе «Медиа-Мост» Владимира Гусинского.
Можно соглашаться или не соглашаться с оценкой организации - все-таки неприятно быть по уровню свобод одинаковыми с монопартийным Казахстаном или очевидно вождистской Белоруссией. Да и найденная организацией, скажем, демократизация Косово представляется (страна стала «частично свободной») небесспорной.
Что точно сложно отрицать, так это то, что со свободами в России дело обстоит не слишком благополучно. Полуликвидированные выборы, которым не очень доверяет значительная часть населения. Полуторапартийный парламент, отсутствие «социальных лифтов», о которых вроде бы много говорилось. Деятельность оппозиционного журналиста или общественника в России бывает подчас опасной. В 2009 году была убита работавшая в Чечне правозащитница Наталья Эстемирова, адвокат Маркелов и случайно оказавшаяся с ним журналистка Анастасия Бабурова, ингушский общественный деятель Макшарип Аушев. Они занимались защитой обездоленных, расследовали факты похищений и пыток.
Не стоит обвинять во всем политический режим - не абстрактный режим совершал эти и другие убийства, более того, первые лица государства поручали расследовать и в кратчайшие сроки доложить. А Дмитрий Медведев и вовсе перед выборами говорил, что «свобода лучше несвободы».
Впрочем, и снимать с региональных и федералных властей ответственность за ограничения свобод сложно. Коррумпированность чиновников и отсутствие представления о ценности человеческой жизни и свободы у бюрократии потворствуют нажиму на гражданское общество, а создание организаций-симулякров - к имитированию гражданского процесса. Представителей "квази-общественных" организаций (не хотим никого персонально обидеть) тоже надо понять, ведь идти на баррикаду и непременно быть убитым - либо жертвенность (в надежде, что "Россия вспрянет ото сна"), либо самоубийство.
Однако и безопасная (казалось бы) деятельность по призрению является в России опасной. В августе недалеко от Грозного были найдены убитыми лидер молодежной неправительственной организации «Спасем поколение» Зарема Садулаева и ее муж. Организация занималась реабилитацией детей, пострадавших во время войны в Чечне. По сути, это как если бы помогающую детям актрису Чулпан Хаматову похитили и зверски убили.
Правозащитный центр в Казани критикует местных силовиков? К ним приходит милиция и устраивает «шмон». Сибирские анархисты пытаются бороться против призыва в армию, расписывая лозунгами стены военкомата? Им пытаются в довесок к хулиганству записать экстремизм (им не записали, а вот блоггер Терентьев свой срок получил). В сумме - как ни считай, хоть по вашингтонски, хоть по суверенно-демократически - получается территория несвободы. Потому что страх проявить гражданскую позицию приводит к безволию и безразличности - вечным спутникам рабства.
Такое общество плохо прежде всего не тем, сколько партий в парламенте будет или же как будут именовать президента - Меведевым или, прости господи, Лимоновым. От этой несвободы страдают все, в том числе и власти. Свежий пример: зная, что ситуация со снегом в Питере будет ужасной, власти призывают граждан помочь в уборке (вроде как даже добровольно). Питер в снегу - ибо кому оно нужно?
Комментарии
- Матти, ты слышал, Вейко умер...
- То-то я вижу его хоронят...
Freedom house - финны?