Милиционеров не признали социальной группой

На модерации Отложенный

Уголовное дело в отношении кемеровского блогера Дмитрия Соловьева прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Как сообщили в Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА», следователь постановил отменить избранную бывшему обвиняемому меру пресечения, признать за ним право на реабилитацию и разъяснить порядок возмещения вреда, связанного с незаконным уголовным преследованием.

Также Соловьеву должны вернуть изъятые при обыске в августе 2008 года ноутбук, системный блок, компакт-диски, мобильные телефоны, наклейки с символикой молодежного движения «Оборона» и с изображением Владимира Путина.

Эксперты Центра судебной экспертизы при Минюсте России пришли к однозначному выводу, что в исследованных текстах Дмитрия Соловьева не содержится образа каких-либо групп лиц, а материалы блогера не направлены на формирование негативных установок, на возбуждение ненависти, вражды и на унижение достоинства каких-либо групп.

Напомним, 29-летний старший преподаватель Кузбасского государственного технического университета Дмитрий Соловьев обвинялся в возбуждении ненависти и вражды в отношении социальной группы за негативные высказывания в адрес сотрудников ФСБ и МВД в записях в собственном «Живом Журнале». В случае признания судом его вины молодому человеку грозило до двух лет лишения свободы.

Поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Дмитрия Соловьева стал поступивший из Управления ФСБ России по Кемеровской области рапорт с материалами оперативно-розыскной деятельности об обнаружении признаков преступления. Расследование этого резонансного дела завершилось еще в мае 2009 года. Подкрепленное судебной экспертизой с явно обвинительным уклоном, проведенной Кемеровским государственным университетом, оно ушло к прокурору для утверждения обвинительного заключения. Однако прокурор документ не подписал и возвратил дело на дополнительное расследование в Следственный комитет.

Инициированное Ассоциацией «АГОРА» внесудебное комплексное исследование Нижегородского государственного университета, вопреки выводам экспертов Кемеровского университета, пришло к заключению, что сотрудники ФСБ и МВД не являются социальной группой, а в текстах Соловьева нет скрытых или явных призывов, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, как не содержится и возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

В итоге в июле 2009 года была назначена повторная комплексная психолого-лингвистическая судебная экспертиза в Центре судебной экспертизы при Минюсте России, а также комплексная политолого-социологическая судебная экспертиза в Томском государственном университете.

Томские эксперты отметили, что в социологии и политологии не сложилось однозначного определения «социальная группа», и мнения специалистов разделились. Политолог заявил, что сотрудники МВД и ФСБ не образуют целостной социальной группы, но «по отдельности могут быть отнесены во вторичные социальные группы с условными названиями «милиционеры» и «чекисты». Социолог же Томского госуниверситета посчитал, что если придерживаться максимально широкого толкования понятий социальной группы, то отнести к ним милиционеров и сотрудников ФСБ можно.

«Это крайне важное решение для следственной практики по «экстремистским» делам в России, - отметила адвокат, правовой аналитик Ассоциации «АГОРА» Ирина Хрунова. По ее мнению, очевидно отсутствие единообразия подходов, которое требует дополнительного регулирования либо путем разъяснения Верховным судом России, либо через изменение законодательства. «Наша позиция однозначна - милиционеры, равно как и любые другие представители власти, отдельной социальной группой быть не могут. Более того, согласно практике Европейского суда по правам человека, представители власти с точки зрения свободы слова пользуются меньшим уровнем защиты, поскольку критика власти является составным элементом демократического общества», - отметила адвокат.