Антиалкогольный проект как арена борьбы водочного и пивного лобби
На модерации
Отложенный
Концепция новой антиалкогольной политики рассчитана до 2020 года. На первом этапе - к 2013 году - предстоит сократить потребление чистого алкоголя (то есть неразбавленного спирта) с нынешних 18 до 15 литров на среднестатистического человека. В конце «большого пути» россиянин должен выпивать не более 8-5 литров.
И это в принципе не роскошь, а крайняя цифра, позволяющая надеяться на то, что население страны прекратит заниматься самоуничтожением.
В августе 2009 года Дмитрий Медведев на антиалкогольном совещании в Сочи заявил, что у него «захватывает дух от подсчёта количества бутылок водки, которую пьют россияне». И это ещё мягко сказано, поскольку среднестатистический россиянин, включая новорождённых, кормящих матерей и глубоких старцев, ежегодно выпивает 18 литров чистого алкоголя. Что эквивалентно 90 бутылкам водки.
Через месяц Кремль поручил правительству принять меры к тому, чтобы россияне стали пить меньше. Ещё через месяц премьер-министр создал комиссию по регулированию алкогольного рынка, которую возглавил первый вице-премьер Виктор Зубков. Ещё через два месяца, в конце прошлого года, комиссия одобрила разработанную собой же Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ.
Результативный документ трудно назвать руководством к действию. В нём говорится о том, какие результаты необходимо получить в результате борьбы со злоупотреблениями и профилактики алкоголизма, но не указаны конкретные механизмы достижения намеченного. Конкретика будет выработана на рабочих заседаниях комиссии в ближайшие год-два.
Концепция рассматривает период до 2020 года. На первом этапе - к 2013 году - предстоит сократить потребление чистого алкоголя (то есть неразбавленного спирта) до 15 литров на среднестатистического человека. В конце «большого пути» россиянин должен выпивать не более 8-5 литров. И это в принципе не роскошь, а крайняя цифра, позволяющая надеяться на то, что население страны прекратит заниматься самоуничтожением. Поскольку, по данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя, превышающее 8 литров в год на человека, опасно для здоровья населения. Причём 8 литров на конкретного человека, а не на среднестатистического, который пьёт не только за себя, но и за детей и престарелых родителей.
В концепции указаны направления приложения усилий государства для победы над зелёным змием. В ней говорится о необходимости проведения кампаний «по формированию здорового образа жизни среди различных слоёв населения», о «мерах по поддержке общественных и религиозных организаций» в пропагандистской деятельности со злоупотреблением алкоголем, о совершенствовании наркологической помощи, о введении в школе дисциплин по антиалкогольному просвещению.
Весь этот джентльменский набор прекрасно известен по временам горбачёвской антиалкогольной кампании. Но тогда упор был сделан не на педагогические меры, а на административно-запретительные. Поэтому в стране не существует проработанных методик, которые позволили бы реализовывать на практике дидактическую составляющую проекта. Именно из-за этого в нынешней кампании рефреном звучит «разработать», «подготовить», «составить»... Всё это должно быть разработано и создано к началу второго этапа деалкоголизации нации.
Предусмотрены, конечно, и запретительные меры. Но и они сформулированы не вполне конкретно. Ограничение розничной торговли по времени и месту, запрет скрытой рекламы, ограничение винных и пивных фестивалей. Насколько ограничивать? Будет ли считаться рекламой упоминание запрещённых напитков в романах, на живописных полотнах и в спектаклях? Изменится ли возраст, с которого можно покупать алкоголь? Каковы будут карательные меры за нарушение установленных норм?
Но при этом намечены вполне конкретные результаты, которые должны быть достигнуты и на первом, и на втором этапах программы. Как было уже сказано, это объём потребления спирта. Причём разработчики концепции тут подстелили себе соломки на тот случай, когда с них начнут строго спрашивать о достигнутых результатах. Дело в том, что из 18 литров, выпиваемых теперь, приобретаемые в магазинах легальные спиртосодержащие напитки в пересчёте на чистый алкоголь составляют 10 литров. Остальное (почти половина) - это самогон, брага, технический спирт и жидкости, применяющиеся в бытовой химии. То есть этот нехилый довесок крайне плохо поддаётся учёту. Когда наступит 2013 год, можно будет отрапортовать, что россияне стали пить 15 литров, поскольку 3 литра вычлись за счёт сокращения самогоноварения и политуропития.
К сожалению, есть основания предположить, что отважная готовность авторов проекта снизить к 2020 году потребление спирта до 5 литров основано на принципе «или ишак сдохнет, или падишах сменится». Именно так можно объяснить обескураживающий план по снижению заболеваемости и смертности от алкогольных психозов и отравлений не менее чем в три раза. Это напоминает китайский большой скачок.
А между тем конкретика уже пошла. И её внедряет в нашу повседневность иная организация - созданная весной прошлого года федеральная служба Росалкогольрегулирование. Она установила с 1 января минимальную отпускную цену пол-литровой бутылки водки в размере 89 рублей. Таким образом предполагается отсечь от потребителя некачественные суррогаты. Логика тут такая: покупатель на основании проб и ошибок начнёт покупать ту водку по 89 рублей, которая хорошая и «честная». Однако вряд ли можно надеяться на то, что производители «честной» водки, стоившей в конце года, скажем, 90 рублей, не повысят её цену рублей до 110-120. То есть опять получится небольшой зазор, который существенен для тех, у кого постоянно горят трубы.
Главная беда в ценообразовательной политике, которая сильно усложняет борьбу с чрезмерным употреблением алкоголя, заключается в том, что водочное лобби в стране гораздо сильнее пивного. В концепции чёрным по белому записано: «Оптимизация структуры потребления населением алкогольной продукции за счёт уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном снижении общего уровня их потребления». Однако это крайне проблематично в ситуации, когда даже в условиях новых цен стоимость бутылки водки равна стоимости трёх бутылок пива. Водка в своём низшем ценовом сегменте по-прежнему является для дееспособных работающих людей доступным продуктом. Причём доступным ежедневно и в объёме от поллитровки и выше.
В заклеймённые застойные времена расклад был совсем иным. По цене бутылка водки (3,62) равнялась 10 бутылкам пива (0,37) и 72 поездкам на метро (0,05). Сейчас же можно довести себя до серьёзной степени опьянения всего лишь за четыре поездки на метро. Доступней некуда!
В формулировках концепции отчётливо проступает «рука водочного лобби». Раздел, повествующий о вреде спиртосодержащих жидкостей, основной удар наносит по пиву и слабоалкогольным коктейлям. Именно они, как явствует из документа, маскируются под безалкогольные напитки, выпускаются в привлекательной таре, содержат ингредиенты, способствующие возникновению физиологической зависимости. В отношении крепких напитков главный удар направлен против суррогатов и поддельной водки. В связи с чем создаётся впечатление, что «правильная» водка не столь уж и вредна.
Поэтому конкретные действия Росалкогольрегулирования, которые по идее должны способствовать оздоровлению нации, преследуют прямо противоположные цели. Ни о каком смещении рынка в сторону слабоалкогольных напитков говорить не приходится: новый акцизный сбор на водку решено поднять на 10%, на пиво - увеличить в три раза! То есть намечено движение в противоположную сторону. Ещё один удар по пиву - запрет продажи пенного напитка в палатках и ларьках. Предполагается также введение специальной лицензии на право продажи пива в кафе и закусочных.
Профессор Калифорнийского университета Дэниел Трейзман в работе «Алкоголь и ранняя смертность в России» говорит о зависимости смертности от соотношения цен на пиво и водку. Так, в России в 2006 году средняя цена водки превышала среднюю цену пива в 4,6 раза. И уровень смертности тогда был 14 человек на 1000 жителей. В Латвии это соотношение равно 7,5, а уровень смертности - 11 человек. В Чехии же при коэффициенте 10 из 1000 жителей умирают 8 человек. Сейчас же у нас разрыв между водкой и пивом ещё меньше, следовательно, нельзя уповать на то, чтобы кривая смертности пошла вниз.
Конечно, тут необходимо учитывать и бытовые условия, и качество медицинской помощи, и уровень благосостояния. Однако взаимосвязь доступности водки и смертности очевидна. Трейзман наложил кривую смертности на кривую количество водки, которое можно приобрести на среднюю зарплату. И два горба обеих кривых чётко совпали в периоды 1990-1994 и 1998-2005 годов.
Следовательно, ожидать реальных результатов от ценовой политики, если она не будет существенно скорректирована в ближайшее время, не приходится. Непросто уповать и на дидактические мероприятия типа пропаганды здорового образа жизни, привлечения молодёжи к занятиям спортом, создания и поддержания специализированных печатных органов и телеканалов, введения в школах уроков антиалкогольного просвещения. Во-первых, всё это крайне инерционные процессы, которые способны дать ощутимые результаты через годы, а то и десятилетия.
Во-вторых, все эти мероприятия в масштабах страны, если подойти к ним неформально, требуют громадных финансовых затрат. О стоимости антиалкогольного проекта в концепции ничего не сказано. Есть лишь намёк на то, что средства будут отчисляться из акцизных сборов. Но этого будет явно недостаточно, поскольку акцизные сборы составляют 75 млрд рублей в год, и при этом государство вряд ли расстанется с большей их частью даже ради столь благой цели, которая может быть достигнута лишь в отдалённом будущем. Поскольку на бюджете висит множество задач и проблем, требующих безотлагательного решения.
Поэтому упор будет сделан на запретительно-карательные меры. К ним следует отнести и такой пункт концепции, как «Формирование социальными институтами политики нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкоголем». Если к социальным институтам подключат ещё и государственные, то в пределе можно ожидать возрождения советских лечебно-трудовых профилакториев, куда алкоголиков помещали на два года и где условия содержания ничем не отличались от тех, которые были в колониях для обычных заключённых. Хотя, конечно, и это дело непростое - не в законодательном, а в экономическом отношении, поскольку ЛТП, не будучи самоокупаемыми, потребуют серьёзных бюджетных затрат. Куда менее затратными окажутся выплаты гонораров карикатуристам, которые будут специализироваться на актуальной теме. Всё это мы уже проходили в Советском Союзе.
И наконец, о том, о чём нет ни единого слова в концепции, - о гипертрофированной коррупции, которая способна понизить КПД нацпроекта до неприлично низкого уровня. О сращении ликёро-водочных предприятий с региональными властями и их полномочными представителями. Существующую непростую ситуацию, которую необходимо переломить самым решительным образом, прекрасно иллюстрирует появление на рынке в прошлом году водки с красноречивым названием «Нацпроект», которая, как значится на этикетке, «утверждена Российской академией сельскохозяйственных наук».
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И что, они будут стараться всеми силами уменьшить свою прибыль?
ХА!!!
— Томас Зас, дальнейшие комментарии надеюсь не требуются
Чтобы побороть явление, необходимо устранить его причину, те то, вследствие чего начинают к бутылке прикладываться, вместо того, чтобы заняться чем то более полезным.
Наши либералы не способны организовать жесткую борьбу с этим злом, они бояться нарушить права самогоноварителей и других убийц нашего народа, а вдруг дядя Сэм пальчиком погрозит.
Борьбу надо вести на всех фронтах, но не сабельной атакой, а разумно, используя имеющийся опыт и опыт других стран.
Главное поднять уровень благосостояния народа и в первую очередь работать с молодежью.
Когда выпускать её станет для "водочных королей" не выгодно - контрафакт исчезнет !
Ну а для оздоровления общества, ему надо что - то предложить в замен..
Взрослых, склонных к этой БЕДЕ уже не исправишь !
Необходимо думать о воспитании подростающего поколения, нужно организовывать, как в СССР, бесплатные кружки и спортивные секции, другие занятия по интересам..
Только в нашем случае вымирать будут городами и губерниями.
Алкоголь, наркотики - это вред (смерть).
В былые времена предлагаемые меры носили название "кампанейщина". Результат её никого не интересовал, главное - создать видимость, что работа проводится.
Автором изначально даётся неверный посыл - большое "количество бутылок на душу населения" выдаётся за проблему. Пардон, а сколько тогда "нормально"? Где анализ итогов "горбачёвской" компании? Каковы изменения системных показателей "алкоголизации" по итогам законодательного запрещения рекламы пива до полуночи? Где анализ причин ранней алкоголизации? Где результаты социологических опросов по группам населения, регионам, субъектам федерации? Где результаты анализов от специалистов-генетиков, пренатологов, переинатологов?
А отсюда и неверно толкуются пути решения проблемы в виде повышения акцизов, повышения соотношений, борьбы с сурогатами, регулирования цен и проч. Ещё бы вспомнили про пропаганду культуры пития!
Вероятно, ради повышения сборов акциза всё мероприятие и затевается.
Ещё бы я резко усилил уголовную и штрафную ответственность за торговлю фальсификацию продтоваров. Попался на палёнке - 10 лет без УДО надцать млн. штраф... То же и за фальсификацию колбасы,мяса, консервов и т.п. Сенэпидстанции мух не ловят...
http://smotri.com/video/view/?id=v1048032e941
И лично мне совершенно все равно, за сколько человек-паук бутылку купит. Сам купил, сам напился? Сам во всем и виноват.
Пьет сегодня только старшее поколение - вымирающие . А подрастающие - на наркоте . Им глубоко плевать , сколько стоит шампанское.
А доза стабильно дешевеет . И никакая Дума не занимается регулированием цен на наркоту.
В СССР не было секса , в России нет наркомании .