Сделано в СССР: роль народного кино

На модерации Отложенный

А то ли сделано, что составляет содержание сериала? Не больше ли другого на порядки? И мы оттуда же, да не то и не так вспоминаем. Претит «демократическое» сюсюканье. Наигранного сочувствия к проблемам советского времени не приемлем. Всякое бывало, но ни в какое сравнение не идёт с тем, что творится ныне и называется беспредел.

Сериал «Сделано в СССР» претендует на роль народного кино: «Большой семейный кинороман»! Создатели из кожи вон лезут, чтобы показать типичность семьи Шишовых для советского общества и в этом качестве обрушивают на неё все напасти, какие только можно представить. Жизнь трёх поколений простых людей - сплошная череда неприятностей, которые они преодолевают с удивительным стоицизмом, вопреки советскому режиму.

При этом авторы не стесняются передёргивать, выдавать белое за чёрное и чёрное за белое, а порой и откровенно лгать, уповая, что за давностью лет многое исчезло из людской памяти. Сразу после сериала по средам шёл «Исторический процесс» - не в помощь ли Сванидзе предназначен телевизионный опус? Сочиняют в унисон с Николаем Карловичем. Не предложить ли сериал в качестве темы для одной из дискуссий? Да не такое уж событие в мире кино. Разве что иметь в виду тиражирование обманки в различных телевизионных ипостасях...

А пока суд да дело, стоит самим разобраться с безобразием? Кому-то надо и этот мусор разгребать.

Начать с того, что глава семьи, полный кавалер ордена Славы, ненавидит Сталина за то, что в тридцатые годы его мать погибла от голода в деревне на Верхней Волге. - Не было там голода, историю знать надо, и не мог герой ненавидеть Верховного Главнокомандующего - вместе добывали великую победу.

Далее счёт семьи растёт: деревню снесли ради водохранилища, кладбище затопили. Всем предоставили жильё, всех перевезли по соседству на взгорье, но Шишов уехал к дочери в Москву, не пожелав воспользоваться льготами. Как говорится, вольному воля, но у авторов своё мнение: воспользовался случаем, сбежал из колхоза, вахтёром в московском театре интересней, нежели бригадиром в тракторной бригаде.

Обидам нет конца: ветерана не прописывают к дочери, и лишь вмешательство генерала, зам. начальника Генерального штаба, которого герой спас в Прохоровском сражении, заставило уступить бюрократов. Но вот незадача: мы без проблем прописали к себе отца, тоже ветерана войны, ибо не было такого, чтобы родителей не прописывали к детям. Правда, Тула не Москва, но неужто там были иные, отличные от советских, законы?

Генерал ещё не однажды помог водителю своей тридцатьчетвёрки с отдельной квартирой, с сыном, попавшим в беду. О последнем чуть ниже. А о квартире сейчас. Что особенного в том, что кавалер ордена Славы трёх степеней получил отдельную квартиру от Советской власти, которую защищал, не жалея жизни? Не за взятку, а по ходатайству фронтового товарища, поведавшего о его подвигах! Но в кино всё обставлено так, будто незаконно и некрасиво, волосатая рука большого начальства.

Однако продолжим эпопею старшего Шишова: с московской пропиской его принимают вахтёром в столичный театр, что-то вроде «Театра на Таганке». И надо же, он оказывается одним из трёх партийных в коллективе: кроме него директор и председатель профкома. Коммунисты сразу же выбрали секретарём партячейки, треугольник обрёл третью сторону.

Выбирая человека из народа, интеллигенты не ждали подвоха с его стороны. Но Шишов, освоившись, стал проявлять интерес к производству. И однажды вошёл в конфликт аж с самой комиссией Министерства культуры, отвергнувшей пьесу из сельской жизни. Ветеран считал, что он её знает, как никто, и коль ему нравится, придётся по душе и другим крестьянам. Однако и секретарь ЦК, приехавший на просмотр спектакля по письму секретаря партячейки, не понял правдоискательской истории. А Шишов лишился последних иллюзий.

Можно бы посочувствовать герою, но какую сермяжную правду увидел тракторист в постановке артистов, для которых и сам он представлял экзотику? Конфликт шит белыми нитками. Не полез бы солдат в бой за дилетантов, не сведущих в колхозных делах. Очередная обманка, не первая и не последняя. Зато есть повод секретаря ЦК показать двоедушным (Шишову говорит одно, а директору - другое).

Последним подвигом кавалера трёх орденов Славы, поставившим точку в стремлении добиться советской справедливости, была его попытка вытащить зятя из психушки.

На этом стоит остановиться подробней, ибо история хирурга Фердмана стоит в центре повествования. Несчастный еврей, обиженный судьбой, сын репрессированного в тридцатые годы комиссара Черкасова, стоявшего у истоков КГБ. С работы выгнали якобы за врачебную ошибку (девочка умерла на операционном столе), жена (дочка Шишова) ушла к другому, отринув 15 лет супружеской жизни. Как ему не посочувствовать?

Однако не всё так просто. Или сегодня не отстраняют от дела за операцию без согласия родителей? Или врачебная этика далеко ушла от советской? Не на что было обижаться Фердману, разве что на кого.

И причём тут система? Впрочем, Фердман на неё и не обижался, пока его не избили. В фильме утверждается, что это были агенты КГБ. Но поскольку зрителю позволено делать и собственные выводы, не агенты ли того цэрэушника, бойкого журналиста, спровоцировавшего противостояние героя с властью?

Злоключения шишовского зятя начались с «дружеской» вечеринки в компании с иностранным журналистом. Пожаловавшись на судьбу, он никак не предполагал услышать свой рассказ по Би-Би-Си. Лох так и не понял до конца сериала, что его использовали. А ведь в открытую говорили: дама вешалась на шею, не скрывая, что хочет выйти за него замуж с целью выехать в Израиль, майор КГБ предостерегал, что журналист служит в ЦРУ. Вряд ли Фердман заслуживал психиатрической клиники, но здравого смысла ему явно не хватало. Кстати, мы помним, кого сажали в психушку по так называемым политическим мотивам: Новодворскую, сопливой студенткой разбрасывавшую антисоветские листовки с балкона Дворца съездов, стрелка-одиночку, целившегося в Брежнева, а попавшего в машину с героями-космонавтами. После того, как их выпустили, все смогли убедиться, насколько они вменяемы.

Авторы хотели на примере бедного Фердмана показать жестокость и тупость КГБ, отторжение человека советской системой, а показали пример успешной работы западных спецслужб и пропаганды.

К чему нам быть лохами? Мы же всё видим, во всём разбираемся. Не нужны нам ни агенты ЦРУ, ни их прихвостни. А в прихвостнях не только дама, мечтающая выехать из СССР, но и студент Барсуков, подбросивший книгу Оруэлла девушке, посмевшей его отвергнуть. Ничего сверхъестественного, присущего конкретно советскому, нам не показали. А кстати, запрещали ли у нас Оруэлла? Советская пропаганда считала «1984-ый» сатирическим изображением буржуазного общества - прочитав книгу, я полностью согласился с этим, а пожив при капитализме, убедился в справедливости определения.

Удивительно ли, что молодому Фердману предложили поменять фамилию? Чиновникам от спорта не хотелось хлопот в связи с тем, что отец собрался эмигрировать. Он расценил это как требование отречься от него. Так не отрекайся! И никакого подвига в этом нет! Сколько евреев добровольно поменяли свои фамилии на русские за XIX и XX века. Небо от этого не обвалилось. И сколько их поменяли обратно с перестройкой?

Кроме моральной, иной проблемы не было. Как любая власть, советская много чего требовала. Выполнять ли чересчур ретивое, на совести граждан. Сильные - не выполняли, слабые трепетали, уступая в угоду бюрократам.

Или сегодня не так? Мои симпатии на стороне Фердмана до тех пор, пока он не побежал к цэрэушнику: разобраться, кто есть кто, можно было и интеллигенту.

Остался ли Фердман в СССР, не вопрос, главное - разрешили уехать. А он не уехал, отправившись в Калининскую область за пару часов до отлёта в Израиль. Зачем же было копья ломать? Понял, что никто его там не ждёт? Русские корни не пустили? Надо ли было кусать Родину в то время, когда идёт холодная война?

Дорога принципиального человека усыпана терниями, что здесь, что в Израиле или США. Возлагать на власть ответственность за решения чиновников, за конформизм сотрудников, за предательство друзей - чересчур многого хотеть от власти. Фердман возлагает, а Шишов потворствует. Личные проблемы переводятся в общественные.

Даже с учётом того, что «органы» порой работали стервозно, целесообразного в реакциях Фердмана и Шишова не увидеть. По мелочам бьют демократствующие, по мелочам - сказано же, «семейный роман»!

Но из «мелочей» складывается общая картина утеснений и унижений, которые не обходят никого из семьи Шишовых. Владимира, к которому ушла от Фердмана шишовская дочка Татьяна, мучают на собрании за аморалку, и лишь шеф, заявивший, что не может обойтись без «левши», спасает от увольнения. Студент Андрей боится выступить в защиту подруги Лены, когда ей грозит исключение из комсомола и института по абсурдному обвинению. Но хуже всех приходится Григорию. Так бы и погиб в южноафриканском плену, если бы не генерал, благодарный Шишову за спасение на Курской дуге. Кубинцы по просьбе союзников обменяли одноногого капитана на пленных офицеров. И опять лукавство. Или мы не помним, как выручали своих из плена и заключения, и не только полковника Абеля, но и простых моряков танкера «Туапсе»? Тогда предательство было не в моде.

Но здесь первое, что сказал капитану генерал ещё в ангольском госпитале, это усомнился в его достойном поведении и пообещал, что на родине компетентные органы разберутся! Служба же Григория начальником охраны на мясокомбинате это вообще хождение по мукам. Недаром в конце фильма он уходит на должность председателя родного колхоза.

Но, кажется, я уже устал ловить за руку интерпретаторов недавней истории. Несуны на мясокомбинатах были проблемой во все времена, но чтобы в 1975 году в Москве не купить мясо в магазинах... Может, авторы не жили в то время, спросили бы у родителей.

Атмосфера сериала просто поражает: нам, кто родом из СССР, пытаются внушить, что всё было плохо. Между тем воспоминания самые светлые, и не оттого, что были молодые, - светлого намного больше, чем темного. В отличие от фильма и от современной действительности.

На деле всё хорошее из СССР, всё плохое - привнесённое извне, или «родимые пятна капитализма», не изжитые до конца за семьдесят лет Советской власти. Если бы не долбаная перестройка, если бы не переворот, устроенный «демократами», поди за 20 лет многое бы изжили.

Каждым новым сериалом, вроде «Сделано в СССР», «демократы» пытаются оправдаться перед собой, перед людьми и потомками. Мол, ничего не стоил советский строй, раз от него отказались.

Врёте, стоил столько, что ничем не измеришь. Если бы Иисус Христос вернулся на Землю, он был бы с нами, наследниками социализма, а не с «демократами». За две тысячи лет Советский Союз был первой удачной попыткой воплотить в жизнь его идеалы. Повторить будет намного проще.

По нашим следам идут миллионы, и не замечать этого может лишь слепой или тот, кто не желает видеть!

И что же «сделано в СССР»? Неужто только то, что перечислено в фильме и чему я возразил выше? А ведь это было время великих трудовых подвигов, строительства БАМа, космических полётов, страна наступала на пятки США в экономическом соревновании, Брежнев ещё был полон сил, а Горбачёв не помышлял о перестройке. И ни намёка на это?

Понятно, никакая фальшивка не может обойтись без правды. И в сериале нет-нет, да и прорвётся. Я бы обратил внимание на то, как легко Шишов встречается с государственными деятелями, секретарём ЦК, Генеральным прокурором. Попробуйте нынче попасть на приём хотя бы к губернатору.

И молодого Фердмана после выступления на пресс-конференции не сажают в психушку, и профессору никто не препятствует заступиться за студентку, и Григорий, будучи начальником охраны, добивается открытия мясного ларька, и подающего надежды боксёра выводят-таки на международные соревнования.

В 1975 году можно было добиваться справедливости. А в 2011-м? Сегодня модно (даже Сванидзе отличился) винить в современном беспределе «родимые пятна» социализма. Мол, всё плохое оттуда, а хорошее потому и не всходит.

«Господи, спаси и помилуй!» - говорит коммунист Шишов, когда зять вместо Шереметьева появляется в калининском колхозе. Он уже не чаял его увидеть. Фердман добился своего, через пару часов мог бы быть на «земле обетованной». Тем не менее, остался - не в виде ли постоянного укора? Мы ему ничего не должны - к Родине так не относятся.

Приводить нам в пример Фердмана? Не лучше ли Рокоссовского, Туполева, Королёва? И таланты неоспоримые, и обижены не меньше детского хирурга. Но никто из них не просил помощи у врага, не предавал Родину.

Жаль, если Фердман не уехал в Израиль - там ему и место. Знаю не одного, кто отвёз безнадёжно больного ребёнка в Иерусалим и Хайфу, заплатил большие деньги, а привёз обратно в гробу. Не Фердманы ли делают там операции? Как представили в фильме, он необыкновенный детский хирург, но отчего же затянул с операцией? И потому вина его неоспорима, обижаться не на кого.

Говорят, шеф поставил Фердмана к позорному столбу из-за антисемитизма, а вопрос в сериале раздувается не из-за русофобии ли? К тому же Фердман еврей только по отцу, мать у него русская. А в Израиле национальность считают по матери. Не запутался ли бедный полукровка?

Хочется сказать авторам сериала: не будите лихо, пока оно тихо. В фильме между Шишовыми и Фердманами блоха не проскочит. Что ж, нас настраивают против евреев? Побойтесь бога, русофобы и антисемиты. Даже сегодня нам с евреями нечего делить, кроме капиталов, которые увели абрамовичи, дерипаски, березовские, чубайсы, ходорковские, и иже с ними. Но ведь они увели не только у нас, а и у сотен тысяч евреев.

Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» никто не отменял.

«Господи, спаси и помилуй от таких сериалов!» - говорю я, озадаченный финалом. Довели бы сериал хоть до 90-х годов. Каким бы боком повернулась демократия к Шишовым? Но не решились - нет перспектив у простой советской семьи. Все её неприятности 1975 года меркнут перед сегодняшними проблемами. Шишовы были недовольны тем и этим и добивались справедливости. Сегодня и речи нет о ней, их никто и слушать бы не стал.

Да они бы и не добивались, ибо та власть была своей и к ней можно было обращаться с претензиями, а эта - денежных мешков, и ничего ей не докажешь.

Беда в том, что «демократы» работают по-геббельсовски: ври больше - что-нибудь останется. И, к сожалению, остаётся! Иными из молодых да ранних советский строй уже воспринимается не как величайшее достижение, а как сплошной провал. Между тем провалились «демократы». А Советам ещё жить и жить, с каждым поколением поднимаясь на новый уровень.

С добрым утром, новые Советы! Здравствуй, новый социализм! Он идёт, несмотря ни на какие инсинуации, стремление людей к справедливости - не остановить!

Такого ли вывода хотели авторы фильма, в котором герой выходит на волю благодаря обращению к врагу? «Всё смешалось в доме Облонских», но не забыли ли о том, что русские? Авторы сериала забывают об этом на каждом шагу.